Трудно быть богом

Боги правят миром.
С древних пор человечество испытывало священный трепет пред богами. И это при том, что сами боги, по сути, были придуманы людьми. Для чего же было наделять сверхъестественной силой некие мифические создания и отдавать им право распоряжаться законами природы и человеческими судьбами. Ответ прост до банальности. Людям было жизненно необходимо получить логические объяснение своего существования, а кроме, как божественным чудом – более объяснить было и нечем. Поэтому мир населился разнообразными эфемерными правителями, без согласия которых и Солнце не светило, и рожь не росла.
У каждой отдельной цивилизации существовал свой собственный божественный пантеон. И у каждого бога был свой определенный круг действия. Люди давали им имена, поклонялись им, приносили богам жертвы. Так проще, так легче. Колесница Феба прокатывается по небосводу, начиная и заканчивая день, утренняя Аврора освещает землю после ночного сна, Перун владеет грозой и молниями, а краснокожий Кетцалькоатль дарит своим поклонникам щедрый урожай. Дошло до того, что даже спутники Юпитера – самой огромной планеты нашей галактики, названной в честь главы римского божественного пантеона, носят имена разных богоподобных существ, а их насчитывается почти семь десятков.

Все же существовало некое различие между богами разных цивилизаций. Славяне, в силу своего менталитета, главную ставку делали на единение с природой, поэтому и боги были наделены природной силой: Хорс – Солнце, Сварог – огонь, Мокоша – материнство. Древние греки и римляне в большей степени заботились о культуре и эмоциональном состоянии, поэтому в их пантеонах преобладали более меркантильные божества: Арес – бог войны, Миневра – мудрость и наука, Эскулап – целительство. Ацтеки и майя, подобно славянам, одарили своих богов ответственностью за силы природы, а скандинавские боги – чрезвычайно храбры и беспощадны.

Если отследить повнимательнее пантеоны разных народов, то бросается в глаза один интересный факт: функции богов полностью отражали общественно-политический устрой определенной цивилизации. Если этнос был воинственным – главные позиции в нем занимали боги войны, если речь шла о хлеборобах – боги погодных условий и урожайности, если же цивилизация находилась на высоком уровне развития – божества науки и культуры. Культ богов древен, как сам мир. Божественным вмешательством можно было объяснить все – изменение времен года, дожди и засухи, рождение и смерть, наличие определенных талантов и их отсутствие. Люди, придумав богов, по сути сняли с себя ответственность за то, что творилось у них под носом, переложив обязанности на некие высшие силы. Хорошо это, или плохо – судить не нам.

Имена многих божеств уже давно стали нарицательными. Больше всего названий можно увидеть на карте звездного неба, где практически каждая планета, каждая звезда носит имя своего божественного покровителя. Не брезгует «божественными ликами» и культура в компании с наукой. А люди? А что люди. Времена изменяются, на смену одним цивилизациям приходят другие, старые боги вытесняются новыми. Человечество должно во что-то верить. Даже, если эта вера – всего лишь миф, призванный облегчить жизнь и не искать ответов на вечные вопросы.