Сущность и виды цен в туризме

Цена.
Цена.

Под понятием "цены туристической услуги" понимают определенное количество денежной массы, которую покупатель должен заплатить за ее единицу. Цена определяет денежные расходы, которые должен понести покупатель, чтобы приобрести определенное благо и иметь возможность пользоваться эквивалентно определенными выгодами и пользой. Цена и полезность услуги закладывают в основу каждой экономической сделки. Клиент купит продукт только тогда, когда полезность netto (полезность продукта, уменьшена по полезности денежных средств, потраченных на его покупку) для него положительной, что означает меньшие затраты на получение определенной полезности, чем это бы имело место при покупке иного продукта.

Денежные расходы, которые должен понести покупатель определяет цена.
Цена определяет денежные расходы, которые должен понести покупатель, чтобы приобрести определенное благо.
(Источник иллюстрации: qwiq.ru)

Цена определяет:

- Приобретут ли продукт вообще, - какой из конкурирующих между собой продуктов будет признан у клиента.

Поскольку клиент постоянно сравнивает полезность услуг и цену, то последняя с центральным элементом стратегии конкуренции. В случае вхождения на рынок новых туристических предприятий обработки ценового предложения может иметь большее значение, чем издание рекламной продукции. Отсутствие информации или неполная информация о цене подвергает сомнению репутацию предприятия и приводит к тому, что клиент может обратиться к конкурентам. Установка и опубликования цены не исключает дальнейших переговоров купли-продажи продукта. Если информация о продукте подается без цены, то она считается неполной с правовой точки зрения и не является предложением, а только приглашением к рассмотрению.

Клиент может обратиться к конкурентам, если предприятие дает неполную информацию о цене.
Неполная информация о цене подвергает сомнению репутацию предприятия и приводит к тому, что клиент может обратиться к конкурентам.
(Источник иллюстрации: www.outsort.ru)

Большая удельная доля овеществленного труда и незначительно нематериальный характер туристических услуг показывают, что как производителям, так и потребителям сложно определить оптимальную формулу определения цены услуги.

В туристическом бизнесе, как и в других сферах экономики, применяют много видов цен. Разница цен в ежедневных сделках купли-продажи заключается в учете в цене соответствующей ставки налога на добавленную стоимость. Согласно этому можно классифицировать цену brutto и цену netto. В условиях развитого рынка туристических услуг и стабильной экономической ситуации в странах Европейского Союза применяют уменьшенную ставку НДС до 10%.

Налог на добавленную стоимость определяет разницу цен в сделках купли-продажи.
Разница цен в ежедневных сделках купли-продажи заключается в учете соответствующей ставки налога на добавленную стоимость.
(Источник иллюстрации: www.gepeszunio.hu)

Согласно природы туристической услуги, можно выделить следующие виды цен:

- Тариф - абсолютно обязательная цена (например, за услуги перевозки пассажирским транспортом, в основном общественным);

- Оплата - разновидность абсолютно обязательной цены (например, местная оплата, которую называют экологической или климатической). Этой оплатой облагаются туристы, пользующиеся средствами размещения в аттракциона туристической территории. Она предназначена органами территориального самоуправления и представляет особый вид налога;

- Предоплата (booking) - денежная квота, которую берут, например, заблаговременный заказ туристического мероприятия в туристическом агентстве;

- Вход - на экспозиции, ярмарки, спектакли в соответствующих объектов или рекреационных мест, за участие в спортивных праздниках;

- Абонемент - установленная цена за многократное посещение культурных, рекреационных или спортивных объектов;

- Членские взносы - за принадлежность к организации и использования материального или иного потенциала организации (ДЮСШ, спортивный клуб);

- Комиссионные - за деятельность, проведенная для туриста, например, туристическим посредником;

- Акционная цена - на предложения туристических агентств first или last minute, скидки за услуги размещения в межсезонный период;

- Чаевые (tips) - повсеместно известная форма дополнительной (факультативной) оплаты за обслуживание клиента (гостя) в некоторых сферах услуг, в частности в туризме, особенно в сфере гастрономии. В некоторых странах считается обязательным.

Екатерина Шевцова

01.09.2021