Пейте, монстры, молоко!

Пейте, монстры, молоко!

Наблюдательно бдящие из сметаны глаза.
Наблюдательно бдящие из сметаны глаза.

Как свидетельствуют данные исследователей полтергейста, при установлении взаимосвязей между различными параметрами этого явления не стоит пренебрегать даже самыми невероятными выявленными закономерностями. Впоследствии, кажущиеся несущественными детали, могут пролить свет на скрытые механизмы этого явления и мы, уподобившись Шерлоку Холмсу и сложив дополненную необходимыми фрагментами мозаику, сможем распутать одно из сложнейших дел в истории человечества.

Так, одной из попавшихся автору данного материала на глаза сходной особенностью присутствующих в ПГ-квартирах жильцов явилось совпадение в их проффесиональной деятельности. Кто-то из них был продавцом молока из бочки, кто-то дояркой «с 30-летним стажем», кто-то зарабатывал на жизнь перепродавая перекупщикам молоко [1, 2, 3, 4]. Мысль о том, что молоко могло играть некую роль, пусть даже самую незначительную, в активизации полтергейстного процесса, казалась невероятной. И все же полностью списывать участие этого напитка было преждевременно, стоило тщательнее изучить матчасть.

Брауни
Брауни

В легендах многих народов молоко является излюбленным лакомством множества демонических персонажей, многие из которых оказываются всего лишь народными самоназваниями домовых [5]. Например, Брауни – человечки бурого цвета, живущие поблизости от людского жилья. Чтобы Брауни помог, его надо позвать на ужин, для этого за порог выставляют чашку молока и лучше налить самое густое, жирное молоко да еще добавить к нему ложку сливок. В некоторых венгерских областях ходят легенды о сверхъестественном существе по имени Нора, которая ночью напрыгивает на жертву и начинает сосать из нее кровь или молоко. В валлийском фольклоре есть златовласые Тилвит тег, проявляющие «нездоровую» слабость только к младенцам и молоку. Итальянские Сальванелли часто помогают людям пасти большие овечьи отары. Нередко они воруют молоко, заплетают в тонкие косички длинные лошадиные гривы и катаются на усталых животных по ночам, отчего к утру несчастные лошади буквально валятся с ног. Все вышеперечисленные свойства характерны и отечественному бестиарию.

Вот что пишет Д. Баянов в книге «Леший по прозвищу обезьяна»: «Домовой, рассердившись за что-либо на хозяйку, выдаивает у коровы молоко. Хозяйка, выходя во двор или хлев за тем же, очень часто видит его, но как только домовой завидит хозяйку, моментально скрывается. Выдаивает корову домовой, конечно, не в пику хозяйке, а из любви к молоку» [6]. Русалки, как и домовой, пополняют свой рацион молоком, ибо приходят в сарай доить коров [7]. В белорусском фольклоре считалось, что оставленное без присмотра молоко выпивают змеи, цмоки и жабы или перевоплощенные в них лешие, а также его помощники. По легенде молоко – пища для Холеры, которая приходит к людям в виде красивой, белой, как молоко, девушки. Другое существо – Лихорадка могла попасть в тело человека, когда тот пил молоко, в котором была муха или какая-нибудь соринка. Не прикрытый на ночь кувшин с молоком обязательно будет осквернен чертом [8].

Молоко у коровы, рассердившись на хозяйку, выдаивает домовой.
Домовой, рассердившись за что-либо на хозяйку, выдаивает у коровы молоко.
(Источник иллюстрации: www.blogs.privet.ru/community/mific)

Любовь к молоку отнюдь не случайна и связана с тем, что этот излюбленный у наших предков продукт очень часто являлся и предметом магических ритуалов. Ведьмы шли на любые ухищрения, чтобы завладеть молоком чужих коров. Была даже особая разновидность чародеек – молочные ведьмы, которые специализировались только на уменьшении удоев окрестных буренок. Иногда такая ведьма работала одна, иногда в тандеме с Коловертышем, который в своем раздутом зобу приносил собранные молочные продукты и изрыгал их в уже подготовленную посуду. Ведьмами двигали не только гастрономические интересы, но и, если можно так выразиться, гигиенические – в первый свой шабаш на купальскую ночь они вместе с чертями устраивали совместные купания в молоке [8, 9].

А.М. Ненадовец приводит ряд записанных им в Беларуси рассказов, в которых корреспонденты единодушно утверждают, что пожар от удара молнии или вызванный «черным» колдуном можно было затушить только молоком [10]. Молоко использовали в приворотной и «охранительной магии», а также при лечении различных заболеваний и даже для объяснения снов [8].

Молочная ведьма. (Рис. В.П. Славука).
Молочная ведьма. (Рис. В.П. Славука).

Однако не менее распространенной практикой было использование молока в черной магии – его, а также сметану или кровь лили на стену дома или ворота, чтобы устроить в доме человека «лихо», это называлось «залить» дом. Что за «лихо» происходило в доме, мы пока не смогли найти каких-то конкретных упоминаний, однако вполне вероятно, что подобный ритуал мог вызвать к жизни любителей молока из других миров, которые с молоком матери впитали любовь к неприятным шалостям.

Так что пока призрачная связь с современным «цивилизованным» полтергейстом и древними верованиями обретает вполне материальную почву. Однако о существенных корреляциях пока говорить все же рано, нужна большая выборка данных. Пока же вопрос о профессиях всех находящихся в полтергейстном очаге включен в новый вариант «Анкеты очевидца полтергейстной среды» для накопления дополнительного статистического массива данных. Так что, как говаривал Шерлок Холмс, возможно, это и мелочи, но нет ничего важнее мелочей.

Литература:
1. Чудики с планеты Зонс // Комсомольская правда. 16 сентября 1990.
2. Кики // На грани невозможного. – 1993. – № 4.
3. Фоменко В. Н. Земля, какой мы ее не знаем. М., 2001.
4. Гайучик В. Полтергейст в Светлогорском районе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-5004-poltergeist-v-svetlogorskom-rajone.html
5. Мифологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.myfhology.info
6. Баянов Д. Леший по прозвищу обезьяна. М.: Общество по изучению тайн и загадок земли, 1991, С. 86.
7. Там же. С. 88
8. Беларускi фальклор. Энцыклапедыя. Мн.: Беларуская энцыклапедыя. Т. 2. С. 93-95. Статья «Малако».
9. Беларускi фальклор. Энцыклапедыя. Мн.: Беларуская энцыклапедыя. Т. 2. С. 98-100. Статья «Малочныя ведзьмы».
10. Ненадавец А. М. Выявы мiфалагiчнага выраю. Мн.: Беларуская навука, 2010. С. 238-241.

Воробьев С. В.

01.09.2021

Поделиться мнением о статье