Петрозаводск, столица Карелии

Петрозаводск.
Ярко-синее Онежское озеро, виднеющееся сразу от вокзала, в конце прямого, как стрела, главного проспекта — вот что встречает человека, впервые попавшего в Петрозаводск — столицу Карельской АССР. Это один из красивейших городов нашего Севера. Доставляет удовольствие ходить по его широким улицам, тенистым паркам и, больше всего, по озерным набережным, откуда открывается вид на дикие скалы и темные леса дальнего берега Онежского залива. Город расположен в неровной, холмистой местности, спускающейся к озеру то полого, то круто, и это придает ему особую привлекательность.
Основная часть зданий Петрозаводска возведена в послевоенное время. В годы Великой Отечественной войны город был почти полностью разрушен и сейчас выстроен фактически заново. Город выглядит вполне современным и при этом выгодно отличается от многих новостроек живой художественной связью городской застройки с прекрасным северным пейзажем. Озеро и скалы, овраги и лес, органически включенные в городской ландшафт, придают Петрозаводску неповторимый индивидуальный облик. Улицы и площади раскрыты к озеру, наполнены светом и воздухом.

Это город непрерывно обновляющийся, бурно растущий, и теперь в нем не сразу можно заметить сооружения, относящиеся к его ранней истории. Петрозаводск, ровесник Ленинграда, основан в 1703 году.
Он моложе многих сел Онежского края, но среди городов нашего Севера один из самых старых.
Основание Петрозаводска связано с большими преобразованиями, происходившими в здешнем крае в XVIII веке. Тихая дотоле земля стала пограничной, очутилась в центре важных исторических событий. Шла Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю. В России не хватало пушек, и потому у найденных здесь месторождений железных руд в 1703 году по указу Петра I был заложен металлургический завод, получивший позже название Петровский. Вокруг него и вырос город, до 1777 года именовавшийся просто Петровской слободой. Завод находился в самом устье реки Лососинки. Впоследствии он был перенесен на новое место, чуть выше по течению реки, сильно расширен, а в наше время реконструирован. Сейчас это Онежский машиностроительный завод — одно из крупнейших предприятий Севера. Его интересные старые здания и крепостная ограда не сохранились. На территории нынешнего завода остались лишь некоторые корпуса 70-х годов XVIII века.

Судить о первых постройках Петровской слободы можно только по старинным описаниям и изображениям. На месте, где теперь расположена площадь Кирова, стояла стройная Петропавловская церковь, сооруженная еще при Петре I в виде восьмигранной в плане ярусной постройки со шпилем и фонарем-маяком наверху. Там же был и путевой дворец Петра. Остатки рощи, посаженной, по преданию, самим Петром и слившейся сейчас с городским парком, напоминают об этих ранних страницах истории города.

Но ни в XVIII, ни в прошлом столетии Петрозаводск не превратился в крупный город, хотя с 1784 года и стал центром Олонецкой губернии, куда входила почти вся нынешняя Карелия. От старого Петрозаводска сохранилось, правда в перестроенном виде, несколько красивых каменных домов XVIII века на бывшей Нагорной линии — улице, идущей вдоль обрыва, откуда открывается прекрасный вид на пойму Лососинки с ее живописными заводскими корпусами. В заречной части стоит церковь, выстроенная в 1826 году в стиле позднего классицизма, с большим куполом и четырьмя белоколонными портиками. Она имеет несколько тяжеловесные, приземистые пропорции, свойственные многим сооружениям той эпохи. Сейчас в здании помещается Государственный музей Карельской АССР.

Главный памятник старого города — ансамбль так называемой Круглой площади. Ее невысокие двухэтажные здания резко отличаются от придвинувшихся совсем близко новых корпусов. В соразмерности всех пропорций ансамбля, в его строгой простоте ощущается большой художественный вкус строителей, узнаются благородные черты архитектуры русского классицизма. Площадь невелика, но ее скромные здания не затерялись в современной застройке. Они и по сей день остаются самыми замечательными сооружениями Петрозаводска.

Архитектурный облик Круглой площади сложился не сразу. Первые постройки ансамбля возводились в 1774—1775 годах по проекту архитектора Назарова. Тогда здесь было восемь корпусов, размещалось в них Управление Петровских заводов. От этих зданий почти в не переделанном виде сохранилось лишь два небольших, стоящих чуть в стороне от длинных полуциркульных корпусов. Подчеркнутая пластичность каждого из первоначальных сооружений, тонкая, почти скульптурная обработка их фасадов — черты стиля раннего классицизма, только еще складывавшегося в русском зодчестве второй половины XVIII века.
В 1785—1789 годах здания Круглой площади были перестроены для более удобного размещения губернских учреждений. Архитекторы Кисельников и Крамер объединили шесть корпусов в два полуциркульных здания. Здесь находилась канцелярия первого олонецкого губернатора, поэта Г. Р. Державина. Некоторые переделки были произведены и в XIX веке, но в целом облик ансамбля Круглой площади восходит к 80-м годам XVIII века.

Два симметричных полукруглых здания полукольцом охватывают площадь, оформляя торжественныйцентр старого города. Их план геометрически четок, фасады скупо оживлены лишь размеренными рядами окон и небольшими портиками. Сооружения образуют единый ансамбль, тонко связанный с окружающим пейзажем, местным рельефом. Между зданиями, вдоль главной оси площади, открывается вид на пойму реки, расположенные внизу под обрывом заводские корпуса, синеющий вдали простор озера. Поперечная ось ансамбля подчеркнута портиками. Углы каждого здания, украшенные полуколоннами, скруглены. Этим создается плавный, постепенный переход от площади к начинающимся отсюда старинным улицам. Зодчие сумели архитектурными средствами передать общественную значительность главных городских сооружений. Эти постройки парадны, но лишены официальной напыщенности; они суровы, но без аскетизма; ансамбль площади не обособлен, не замкнут внутри себя, а раскрыт вовне, решен как центр расходящихся улиц.

Создание ансамбля Круглой площади в Петрозаводске — факт, характерный для русского зодчества 60— 80-х годов XVIII века. Именно в эти годы не только в Петербурге и Москве, но и в крупных и малых городах русской провинции — Твери и Ярославле, Калуге и Костроме, Рязани и Нижнем Новгороде — развернулось большое строительство отдельных общественных сооружений и целых комплексов. Архитекторы стремились упорядочить и организовать городскую застройку, внести единство в облик центральных улиц и площадей, выразить в формах архитектуры новые художественные идеалы эпохи. Круглая площадь в Петрозаводске — один из интереснейших ансамблей русского провинциального классицизма XVIII века.
Петрозаводск связан с художественной культурой русского классицизма не только своими архитектурными памятниками. Здесь, на Александровском заводе, работали мастера, изготовлявшие художественное литье. Им поручали отливать детали и украшения для многих прославленных зданий и архитектурных ансамблей Петербурга. Это и знаменитые узорные ограды Казанского собора и Ассигнационного банка, выполненные по рисункам Воронихина и Руска, и триумфальные Московские ворота, воздвигнутые в Петербурге по проекту Стасова в честь победы 1812 года, и чугунные решетки некоторых петербургских мостов, и скульптурные фигуры львов для лестницы в Павловском парке. Такие же львы сейчас стоят перед одним из портиков на Круглой площади.

К памятникам старого Петрозаводска можно отнести каменную церковь 1786 года, стоящую в селе Соломенное, за озерным проливом. Сейчас село вошло в городскую черту. Церковь выстроена на огромной голой скалистой глыбе. Здание интересно не как архитектурный, а как исторический памятник, поскольку оно находится на месте старинного Соломенского монастыря, упоминающегося еще в документах XVI века. Это был один из тех маленьких монастырьков, которые во множестве строились в северных лесах местными крестьянами «себе на поминок и на пострижение и на прибежище». Соломенская церковь напоминает о далекой эпохе Древней Руси, о прошлом той земли, где сейчас вырос Петрозаводск.
В наше время Петрозаводск — крупный научный и культурный центр. Здесь находится Карельский филиал Академии наук, несколько высших учебных заведений, в том числе университет, и два музея. Один из них — Государственный музей Карельской АССР — содержит краеведческий материал. Его экспозиции отражают природные особенности края, его историю, культуру, современную жизнь. Здесь можно увидеть хорошее собрание произведений русского и карельского народного декоративного искусства, чертежи, зарисовки и фотографии выдающихся памятников северного деревянного зодчества, археологические находки, материалы, связанные с жизнью Карелии в советское время.

Другой музей — Изобразительных искусств — сравнительно молод, он образован в 1960 году. Однако музей уже успел приобрести широкую известность не только в самом Петрозаводске, но и за пределами Карелии. Наряду с произведениями современных художников Карельской республики, здесь экспонируется собранная в последние годы прекрасная коллекция памятников старой живописи края — иконы XV—XVIII веков.

Старая живопись Карелии была ветвью, провинциальным вариантом новгородской иконописи. Находясь в иконном зале музея, мы то и дело обнаруживаем это родство: видим яркие и свежие краски, энергичную манеру письма, декоративную ясность и четкость построения, мужественность образов. Но иконы Карелии интимнее, камернее новгородских и, как правило, примитивнее по исполнению. Эти незамысловатые, порою бегло написанные иконы обладают особой теплотой и сердечностью. Они рассчитаны на близкое рассматривание, на тесное, непосредственное общение с ними зрителя. Эти иконы не подходят к торжественной обстановке городского каменного храма. Но зато их легко можно представить в скромном и уютном помещении северной деревянной церкви. Именно там, на фоне грубого бревенчатого сруба, лучше всего выявляются их художественные качества и раскрывается простодушный внутренний смысл.

Лучшие среди икон музея — «Илья в пустыне», «Петр и Павел», «Евстафий и Трифон» — относятся к XV—XVI векам. Искусство иконописи прожило в Карелии дольше, чем в центральной Руси и соседних районах Севера. Даже произведения XVII—XVIII веков— «Флор и Лавр в житии» из Типиниц, «Никола в житии» из Новинки — поэтичны и искренни, не затронуты холодной и бездушной ремесленностью, охватившей русскую иконопись поздней поры. Петрозаводская коллекция икон северных писем — лучшая в Советском Союзе. Она позволяет заглянуть в художественный мир тех старинных северных деревень.
Виктор Гуман