Мой опыт реализации «дистанционного образования»

Мой опыт реализации «дистанционного образования»

Дистанционное.
Дистанционное.

Первая система, которую вполне можно обозвать словом «дистанционное образование̱», была сделана мной в 2002 году. Я интересовался работой на форексе, сделал сайт на данную тематику и как-то совсем быстро это все обросло сообществом начинающих трейдеров с комфортной «ламповой» атмосферой. И все бы хорошо, да появился среди нас «профессиональный трейдер», который немножко поделился опытом, затем написал для нас книжку, «чтобы не повторять по сто раз одно и то же», а затем... а затем сказал, что готов оперативно комментировать ситуацию и озвучивать логику своих действий на реальных данных. Т.к. это потребует с его стороны определенных временных ресурсов — за определенное вознаграждение.

Образование дистанционно это сейчас легко и просто получить, а тогда у нас на все высшее учебное заведение был интернет в 64 килобита и только заканчивался переход с FoxPro на Delphi IV как основную среду разработки. Тема одной из кандидатских диссертаций, автореферат которой из любопытства напросился мне в руки (проштигошподи и чур меня) звучала как «Использование языка гипертекстовой разметки при создании отраслевых баз знаний в агропромышленном комплексе Беларуси». Единственным средством «дистанционного» общения в режиме реального времени был мессенджер ICQ. А предсказанная фантастом Азимовым видеосвязь все еще была предсказанием.

Процесс коммуникации между преподавателем и учениками был создан на базе сервиса Google Groups (возможно, тогда еще это называлось Yahoo Groups), суть которого в том, что письмо, отправленное на определенный адрес, расходится по электронной почте всем, кто подписан на соответствующую группу. Членство в группе было платное. «Своим», т.е. тем, кто уже был частью сообщества на тот момент, была предложена возможность бесплатного членства в группе при условии опубликования на тематических площадках десятка «приглашающих» постов.

Т. к. к тому времени уже практически все сообщество успело ознакомиться с книгой и под четким руководством форекс-гуру вкусить на практике радости профитов — все с радостным улюлюканьем принялись рассказывать об обучении на тематических площадках, показывать скрины с торговых программ и присылать ссылки на сделанные посты... В общем все было в высшей степени замечательно, пока в один прекрасный день наш «преподаватель» не пропал без вести, оставив на моем онлайновом попечении и группу из пяти десятков человек, и собранные за обучение денежные средства...

Оборону посредством широковещательных, и персонализированных обещаний я держал в течение трех недель, затем, после получения претензии через систему Webmoney — начал возвращать денежные средства разочарованным неофитам.

«Профессиональный трейдер» вернулся примерно через месяц и как ни в чем не бывало и даже бодренько так собирался начинать обучение третьей группы. Оказывается, он попал в аварию, восстановление пошло с осложнениями, и вот теперь, относительно здоровый, отдохнувший и полный сил готов приступить к обучению сразу же как только я переведу ему его часть денег.

Разумеется, никакого продолжения у проекта не случилось. Не имея ни малейшего настроения продолжать данный проект — отказался от очередного продления домена, «забыл» пароль к аккаунтам и платежным системам... Посыпал голову пеплом. Стряхнул пепел с головы. Помыл голову шампунем. Напился, протрезвел, еще раз напился.

Буквально на следующий день наш шеф пришел в кабинет и заявил:

Образование дистанционно — кафедра такая-то хочет заняться этим перспективным направлением. Нужно установить и настроить платформу.

Разумеется, желающих не нашлось. И сколько я не делал вид, что меня это не касается, прячась за серверным шкафом, невидимое излучение из перста указующего пробилось и через заземленный металл, и через специальное металлизированное стекло (шкаф у нас был что надо!), и через сам сервер... и традиционно подсветило свою «первую скрипку», то есть меня.

Я сразу сказал, что с нашей пропускной способностью — 64 кбит — не взлетит.

— Ну это обещали решить — был ответ. — Правда, ума не приложу как.

И только я успел начать радоваться, что увеличат пропускную способность, как пришли сотрудники местного узла связи и со словами «дальше сами» положили рядом со шкафом медный телефонный провод. Следом пришло материально-ответственное за все наши железяки лицо и протянуло... dialup-модем.

Предполагалось, что дистанционно обучаемые будут по этом модему связываться с нашей локальной сетью, открывать локальный сайт и делать на нем то, что обычно делают в системе moodle учащиеся. Похоронило это начинание (но не премии за реализацию) то, что, «оказывается, через dialup одновременно могут работать не более 1 человека» (С)

Этого «деятеля» я через несколько лет примерно вычислил. Приходит к нам в «лабораторию» аспирант и спрашивает, «как мне подключиться к серверу». У нас на сервере жила электронная почта, веб-сервер с недосайтом, немножно файлов в публичном доступе. Обычно приходили за электронной почтой, и 99% вопросов сводилось к тому, что нужно было либо завести почтовый ящик, либо «напомнить» к нему пароль. Но тут запрос был поэкзотичнее: у меня слабый компьютер, мне нужно его ускорить. После терпеливого объяснения чем именно сервер может помочь пользователю и выяснилась фамилия того авторитета, который мыслью значительно опередил свое время и даже вырвался за пределы нашей вселенной в параллельную, с немного иными физическими законами... и всем налево и направо раздавал рекомендации, как современные достижения IT могут помочь в решении различных прикладных задач.

Странных идей и запросов у товарища было много, это уже тема для отдельной статьи, мое самое любимое «установите нам стек протоколов TCP/IP с сетевой моделью OSI-7, т.к. OSI-5 уже морально устарел и медленно работает».

Был еще и третий раз, когда я сталкивался с необходимостью реализовать «дистанционное образование». Это был просто небольшой онлайн-курс, реализованный на платформе 1С-Битрикс, модуле «Обучение, тестирование». Текст, тесты, прошедшему тест онлайн-сертификат (хочешь бумажный — плати, вышлем). Работа была сделана, работа была оплачена, оплата благополучно пропита, поэтому рассказывать особо нечего. А по сему и заткнем наш фонтан, как рекомендовал К. Прутков.

Воробьев С. В.
13.12.2021

Поделиться мнением о статье