Как выбрать палатку

Палатки.
Палатки.

Выбор палатки – это всегда праздник. Как бы вы не старались сохранить деловой вид, приподнятое настроение скрыть не удастся. Вы уже десятки раз видели себя в ней на берегу бурной реки, или в загадочно шумящем лесу, у подножия гор, или у самого синего моря. Вы до мельчайших подробностей знаете её, ту единственную, которую выбрали в интернете бессонными ночами, в предвкушении долгожданного отпуска. Наконец, вы в магазине. Но, среди огромного разнообразия типов, размеров и брендов нет той, вашей, с которой вы уже успели заочно сродниться.

Продавец понимает вашу растерянность и разочарование. Он убеждает вас, что их уже давно не завозили, а то и вообще прекратили выпуск, и нет смысла идти в другие магазины. А вот вновь полученные превосходят их по качеству и даже цене. В конечном счёте, вы купите не то, что хотели, а что впарит вам продавец, а они умеют это делать.

Чтобы этого не случилось, давайте выбирать не то, что вам понравилось в интернете, а что нужно для полноценного отдыха, вне зависимости от типа, производителя, бренда и пр. Предупреждаю сразу – здесь не будет классификации палаток по размерам, конструкции, материалам, фирмам и т.д. Этой информации в интернете более чем достаточно. Именно она и приводит к хаосу в голове и результатам, упомянутым выше. После знакомства с основными характеристиками мы будем просто выбирать палатку для абсолютно конкретных целей.

После знакомства с основными характеристиками мы будем просто выбирать палатку для абсолютно конкретных целей.
Палатку необходимо выбирать в соответствие с нужным вам видом туризма (пеший, автомобильный и пр.)
(Источник иллюстрации: www.extremalov.net)

Задайте себе несколько вопросов. Что вы хотите от палатки? Чтоб не порвало порывом ветра, не промокала ни сверху, ни снизу. Чтобы в ней было свежо, и не накапливался конденсат. Чтобы было, где снять грязную обувь и сложить вещи. Чтобы не доставали комары и прочая мошкара. Чтобы палатка не протекала по стыкам. Чтобы была лёгкой, если это пеший туризм. И, наконец, чтобы она была удобной и имела карманы для всяких мелочей. Таких "чтобы" вы можете назвать ещё десяток, но эти будем считать основными.

Итак, крепость палатки. Объединим её с водостойкостью, так как это относится к одному материалу палатки. Лучшим материалом для палатки можно назвать капрон и нейлон. Это очень прочные, долговечные и лёгкие материалы, но они обладают существенным недостатком, который ограничивает их применение. Они разрушаются от действия ультрафиолетовых лучей и растягиваются при намокании. Подойдут для пеших переходов в пределах выходных дней. Длительные стоянки с дождями не для них.

Этих недостатков лишена вторая группа материалов - лавсан и полиэстр. Но они тяжелее капрона и нейлона и заметно дороже их. Что касается полиэтилена и полипропилена – они обладают прочностью, хорошим сопротивлением истиранию, и водостойкостью, более высокой, чем названные выше. Но они тяжелее и жёстче. При укладке занимают больше места. Для автомобильного туризма в самый раз.

Однослойная палатка Sol.
Палатки бывают однослойные и двухслойные, как правило, первым слоем является тент.
(Источник иллюстрации: terrasport.ua)

Водостойкость характеризуется высотой столба воды, которую может выдержать материал палатки, не протекая. Варьируется в пределах 600-10000 мм. С повышением водостойкости будет увеличиваться вес палатки. Водостойкость зависит от плотности материала и состава пропитки. Для пропитки применяется полиуретан PU и силикон SI. Наноситься они могут как на наружную, так и на внутреннюю сторону тента в один, два, и более слоёв. Силиконовая пропитка придаёт материалу эластичность и не накапливает влагу. Она может наноситься поверх полиуретановой.

Теперь самый раз обратить внимание на маркировку палатки. Например:

210T Rip Stop Nylon PU 3000
210 нитей в квадратном дюйме. Чем больше нитей, тем лучше – плотнее ткань.
Rip Stop – усиленная нить в ткани.
Nylon – нейлон.
PU – полиуретановая пропитка.
3000 – столб воды в мм , который материал выдерживает без промокания.
75D Polyester Rip Stop PU/SI 75
75 – толщина нити, полиэстер, полиуретановая пропитка с силиконовым покрытием.

Двухслойная палатка Coleman.
Вторым слоем считается спальная палатка из сеточного материала, что обеспечивает постоянную циркуляцию свежего воздуха.
(Источник иллюстрации: terrasport.ua)

Количество слоёв укладки – очень важный показатель, так как от него в значительной степени зависит ваш комфорт, а значит, качество отдыха. Палатки бывают однослойные и двухслойные. Наибольшее применение имеют двухслойные. Что это значит? Первым слоем является тент. Прочный, водонепроницаемый. Под ним монтируется спальная палатка из сеточного материала, что обеспечивает постоянную циркуляцию свежего воздуха. Между тентом и крышей спальни имеется воздушная прослойка, которая служит хорошим теплоизолятором. Кроме того, если погода позволяет, их можно монтировать отдельно – тент использовать для кухни, хранения вещей и т. д., а спальную – по назначению.

Вес палатки. Какая, мол, разница 1,1 кг на человека, или 1,4. Для автомобильного туризма – никакой. Но если у вас в рюкзаке должно ещё уместиться множество нужных, а порой, и не нужных вещей, то отдых может претвориться в каторгу. Вместо того, чтобы во время перехода наслаждаться видами природы, вы будете тупо смотреть себе под заплетающиеся ноги и мечтать о привале, проклиная тот миг, когда вы взвалили на себя эту, с каждым шагом тяжелеющую ношу. Для двух- и трёхместных палаток нормой считается 1,3-1,4 кг на человека для одноместных – 1,1-1,2 кг.

Тамбуры и количество входов будут зависеть от того, собираетесь вы хранить в тамбуре вещи, делать кухню или просто снимать промокшую одежду.

Трехместная палатка Colid.
Для двух- и трёхместных палаток весовой нормой считается 1,3-1,4 кг на человека для одноместных – 1,1-1,2 кг.
(Источник иллюстрации: terrasport.ua)

Цвет палатки. Вопрос не принципиальный, если говорить не об экстремальных видах туризма, где палатка должна быть яркой и далеко видной. От этого может зависеть судьба попавших в беду. Для лета палатки делаются светлых тонов для отражения солнечных лучей.

Ответственными узлами является швы. Это самая уязвимая часть палатки. Пробитая при прошивке ткань должна быть надёжно проклеена. Для этого применяют специальную термоленту. Проклейка должна быть выполнена качественно и это надо проверить обязательно.

Пол, или дно палатки. Оно делается из структурного полиэтилена или из того же материала, что и тент. Важно, чтобы была высокая стойкость к истиранию. Швы должны быть надежно проварены и проклеены.

Тамбуры и количество входов будут зависеть от того, собираетесь ли вы делать кухню или просто снимать промокшую одежду.
Количество тамбуров и входов необходимо выбирать в зависимости от их назначения: снимать промокшую одежду, использовать под кухню.
(Источник иллюстрации: trek-planet.ru)

Дуги. От них зависит надёжность всей конструкции. Выполняются они из дюраля или стеклопластика. Дюралевые дуги прочнее, легче, поддаются ремонту, но дороже. Они бывают внешними и внутренними. Палатки с внутренними дугами легче собираются, а с внешними – крепче стоят.

Проверьте так называемые мелочи, хотя, как вы уже заметили, мелочей в конструкции палатки не бывает. Проверьте, сколько в палатке окон и оборудованы ли они противомоскитной сеткой, притом достаточно мелкой. Застёжка – молния не должна заедать или расходиться. Для обязательного атрибута туриста – фонарика, должна быть предусмотрена петля, желательно у изголовья, и достаточное количество карманов для мелочей, типа зеркальца, расчёски и др.

Теперь мы имеем общее представление о палатках, точно знаем, что нам надо, можно приступить к выбору. Первое, с чего начнём – с разновидности вашего туризма – пеший или автомобильный. Если автомобильный – рассматриваем качественные утяжелённые палатки, на плечах их не носить и это сразу снимает ряд вопросов. Лучшим вариантом является кемпинговая палатка.

Проклейка швов должна быть выполнена качественно и это надо проверить обязательно.
Перед покупкой палатки обязательно посмотрите, качественно ли выполнена проклейка швов.
(Источник иллюстрации: alp.org.ua)

Она довольно дорогая, но комфортная и долговечная. Для разового отпуска явно не рентабельная. Они вместительные – от 4-х до 10-и человек. Могут иметь отдельные спальни и несколько входов. Все они двухслойные, мы уже говорили об их отдельном монтаже, когда тент может служить гаражом. В основном, они для летнего отдыха и водопроницаемость их больше 3000 мм воды не оправдана. Материал палаток – полиэстер или полиамид.

Любой другой вид палатки выбираете, исходя их уже известных характеристик. Но водопроницаемость, в любом случае, желательно иметь не меньше 2000мм/м2.

Все палатки имеют один "недостаток"- плохую звукоизоляцию. Конечно, приятно засыпать под звуки ночного леса, плеск волн или под шум дождя. Но когда… Впрочем, обо всём по порядку.

Палатки с внутренними дугами легче собираются.
Легче собираются палатки с внутренними дугами.
(Источник иллюстрации: www.ars-sport.ru)

Мы – две семьи молодых строителей Камаза, возвращались с Болгарии домой в Набережные Челны. Даже лошадь ускоряет бег, чувствуя приближение дома, а мы почти месяц были в отлучке, и впечатления уже не умещались в отведенном для них месте. Здоровья и дури (не в нынешнем смысле слова) хватало, и мы находились за рулём с рассвета до сумерек останавливаясь наскоро пообедать, размять затёкшие конечности, или в случаях крайней необходимости.

Когда приближалось время ночлега и была подходящая погода, мы выбирали по ходу движения подходящий участок леса и съезжали на обочину. Через несколько минут рядом тормозила другая машина. Не проходило и полчаса, как собирался отряд из пяти-шести машин. Больнее не требовалось. Быстрое поверхностное знакомство, и колонна въезжала в лес.

Стук дверок, багажников и топоров, не забывайте, что все машины были отечественного производства, весёлая перекличка, и через15-20 минут палаточный кемпинг был готов. Дальше начиналось то, ради чего стоило световой день сидеть со скрюченными ногами.

Палатки с внешними дугами – крепче стоят.
Крепче стоят палатки с внешними дугами.
(Источник иллюстрации: www.ulovistaya.ru)

На поляне расстилались одеяла, брезент – что у кого было, сверху всё застилалось свежими номерами "Труда", "Известий" и обязательной "Правды", и выставлялся провиант – кто на что богат. Появлялись разномастные бутылки и дорожные стаканчики. Теперь начинались уже обстоятельные знакомства, переходящие в дорожные байки и коллективные песни.

Где-то за полночь кемпинг затихал, чтобы ни свет, ни заря лес снова огласился знакомыми стуками и хлопаньями. Теплые короткие прощания, обмен адресами – тогда не все имели даже городские телефоны, и все разъезжались своими маршрутами, чтобы никогда больше не встретиться. Так было всегда. Мы тогда ничего не боялись не потому, что были молодые и смелые – время было тихое.

На этот раз сумерки застали нас после Нижнего Новгорода, тогда ещё Горького. Мы долго ехали вдоль леса, но, ни одной машины на обочине не было. Мы съехали на обочину, чтобы послужить приманкой и вышли из машины. Полчища свирепых комаров как будто специально поджидали нас. Быстро нырнув в машины, мы проехали ещё несколько километров. Результат тот же. Стало ясно – ночёвки в лесу не будет. Сумерки быстро сгущались.

Проверьте, сколько в палатке окон и оборудованы ли они противомоскитной сеткой, притом достаточно мелкой.
Выбирая палатку нужно проверить такие мелочи, как наличие петли для фонарика, карманов, москитной сетки, исправность молнии.
(Источник иллюстрации: www.gofree.com.ua)

Надо искать постоялый двор. Мы любили в непогоду останавливаться в небольших селениях. Там всегда были места в гостинице и пятачок для машин. По карте ближайшим пунктом был Дзержинск. Мы о нём тогда ещё ничего не знали. Он стоял немного в стороне от Московского шоссе.

Въехали мы в него, когда уже стемнело. Кто-то из прохожих подсказал, как найти гостиницу. Там в ресторане гремела музыка – встречали какую-то иностранную делегацию. Места в гостинице были, но машины требовалось отгонять на стоянку почти на окраину города. Такой вариант нас не устраивал, и мы покинули негостеприимный город.

Выехав за город, остановились посоветоваться. К нашему удивлению, не прожужжал ни один комар. Не уважают они город химиков.

Кемпинговая палатка является лучшим вариантом для автомобильного варианта.
Для автомобильного туризма лучшим вариантом является кемпинговая палатка.
(Источник иллюстрации: prokat.ho.com.ua)

Не долго совещаясь, мы съехали на грязную обочину и быстро поставили палатки. Палатки, разумеется, отечественные – две дюралевые составные палки, несколько верёвок и колышков – и ночлег готов. В канистре ещё плескались остатки тёплого болгарского вина, быстрый ужин, и мы уснули, едва успев влезть в палатки.

Часа в три ночи мы подхватились от страшного грохота. Земля сотрясалась под палатками. Первая мысль – о машинах. Остаться далеко от дома без машин и уже без денег – перспектива не вдохновляющая. Мы одновременно выбрались из палаток. В двух метрах от нас грохотала колонна танков, вероятно, на учения. О сне уже не могло быть и речи, да и восток начинал сереть. Мы быстро собрали палатки. До Набережных Челнов оставалось 650 км.

Артём Байда

01.09.2021