К вопросу о правилах русского языка

Советская печатная машинка «Ятрань».
Советская печатная машинка «Ятрань».

В двенадцать лет я сначала прочитал, а затем и проштудировал книгу «Техника быстрого чтения» Андреева и Хромова. Она изменила мою жизнь. Теперь скорость чтения стала лишь немного медленнее скорости пролистывания. Конечно, при условии, что предложения не такие длинные и завернутые, как у Толстого, а число символов в строке не превышает 100.

В общем, за пару лет я прочитал практически все, к чему мог дотянуться. Уроки «письма» в начальной школе остались в прошлом. Теперь был «русский язык» и там уже имело мало значения красота твоих букв, главное, чтобы не было ошибок. У меня их, разумеется (после такого количества прочитанных книг) не было.

А еще на уроках русского языка заставляли зубрить правила. Этого я терпеть не мог и попросту забил на эти все подлежащие-сказуемые-деепричастия, расты-росты, приставки-суффиксы-корни-окончания и пр.

Растение пишется через «а» потому что через «а» это слово написано в книжке по биологии, и не по какой-либо иной причине.

Меня часто вызывали к доске, чтобы убедить в том, что уж это-то правило уж точно необходимо знать, чтобы написать без ошибок. И почти всегда это заканчивалось вот таким диалогом:

— Почему ты написал именно так это слово?

— Так оно было написано в одной из прочитанных мной книг.

Все диктанты, к сожалению, требовали выполнения заданий. Разобрать предложение «почленно» обычно правильно у меня не получалось. Запятые же я расставлял путем мысленного громкого декларирования. Где хотелось прихватить воздуха, там и знак препинания. В итоге «двойная» (сам диктант и задания) оценка обычно сводилась к формуле (5+3)/2=4. За сочинения всегда были пятерки, поэтому итоговая оценка обычно выходила 5 баллов (по пятибальной системе).

Школьник.
Воинствующий школьник (нет, не автор данной статьи... если только на тонком плане).

Сейчас, говорят, хорошим написанием диктанта не отделаться. Необходима соответствующая подготовка (например тут) к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ. Даже написание сочинения сейчас требует «проработки актуальных тем и разбора критерием проверки работы». Здесь очень хочется развить мысль о том, что раньше образование было лучше, но это было бы из того же ряда, что «люди лучше, воздух чище а вода мокрее» — старческое брюзжание, которого я изо всех сил стараюсь избежать.

Крайняя (всего их за время учебы успело поменяться человек пять) учительница смирилась. И на каждом уроке, пока мои одноклассники изучали «новый материал» — мне давалось персональное задание написать сочинение. На совершенно любую тему.

Где-то в этот момент времени на фоне написания диссертаций родителями в семье появилась печатная машинка. И вот, мы с моим школьным приятелем уже сбегаем со школьных уроков, чтобы вместо неинтересных занятий пописать фантастику…

Наверное, сейчас было бы очень интересно прочитать детские опусы тех времен. Но как все настоящие великие писатели-фантасты мы исправно уничтожали (разумеется, путем сжигания) всё то, что нам не нравилось.

А потом так получилось, что с целью набирания своих опусов на компьютере я попал в компьютерный класс… и с этого момента начинается уже совершенно другая история.

Воробьев С. В.
17.03.2021

Поделиться мнением о статье