Из России с любовью

Из России с любовью

В кокошнике.
В кокошнике.

Женская мода – это целая наука. Она формировалась в течении многих столетий, каждое из которых вносило в нее свои коррективы. Изменялись вкусы, стереотипы, фасоны и материалы. Но одно оставалось неизменным – мода существует для того, чтобы каждую женщину превратить в писаную красавицу. Или, по крайней мере, попытаться это сделать. Модные тенденции зависят не только от стремления женщин к красоте. Огромное влияние на моду осуществляют политическая, экономическая и социальная обстановка в отдельно взятой стране. Конечно, в век активной глобализации это утверждение может показаться смешным, но факт остается фактом. Представления о моде напрямую связаны с определенным историческим периодом того или иного государства.

Модные тенденции зависят от определенного исторического периода.
Политическая обстановка диктует свои условия.
(Источник иллюстрации: www.primorye24.ru)

Мы привыкли восторгаться работами французских и итальянских кутюрье, бегаем по бутикам в поисках, так называемой брендовой, одежды, с удовольствием копируем наряды голливудских знаменитостей. И при этом совершенно забываем, что русская мода, а точнее – мода советского периода, занимает особое место в истории. И как бы скептики не утверждали, что легкая промышленность в СССР не выпускала достойных изделий, советские женщины все же всегда старались выглядеть красиво и элегантно. И, хотя самого понятия моды в советской России практически не существовало, там, где одежда – там и Ее Величество Мода.

Там, где одежда – там и мода.
Жительницы советской России всегда старались выглядеть красиво и женственно.
(Источник иллюстрации: dom-arhiv.ru)

Говорить о русской моде не возможно без учета сложившейся ситуации в данный отрезок времени. Безусловно, любое важное событие государственного масштаба оставляло свой отпечаток на женской одежде. Поэтому, мы будем рассматривать русскую моду советского периода поэтапно, начиная от зарождения новой мировой империи и заканчивая ее крахом. Мы умышленно обойдем стороной более ранние периоды искусства прет-а-порте, поскольку они не представляют для нас особой эстетической и национальной ценности. До октябрьской революции, русские женщины одевались точно так же, как и жительницы других стран, то есть – согласно мировым тенденциям. Исключение составляли разве что представительницы более бедных сословий, которые поддерживали народные традиции.

Мировые модные тенденции царили в России до октябрьской революции.
Мода в дореволюционной России мало чем отличалась от европейской.
(Источник иллюстрации: mylitta.ru)

Все кардинально изменилось после 1917 года. Октябрьский переворот не только разрушил привычный образ жизни русских красавиц, но и полностью изменил их представление о внешнем виде. Согласно фабулам нового пролетарско-крестьянского правительства, наряды от кутюр были признаны пережитком буржуазного прошлого, развращающим женщин. Советской женщине некогда следить за модой. Она должна все свои силы направить на строительство нового социалистического государства. Если до этого времени русские дамы заказывали свои неповторимые гарнитуры за границей или обращались к модисткам, то теперь советская власть решила поставить производство одежды на поток и даже открыла несколько швейных предприятий. Конечно, те варианты одежды, которые производились фабриками прозодежды, были больше похожи на рабочую форму. Там не менее, вреди них встречались и довольно интересные модели, которые до сих пор характеризируют эпоху 20-х годов.

Характерная одежда советской женщины 20-х годов.
Советской женщине 20-х годов некогда следить за модой.
(Источник иллюстрации: mgsupgs.livejournal.com)

Сегодня это кажется странным, но в те годы из-за пристрастия к красивой одежде можно было попасть в тюрьму. Модницы того времени не редко вызывались на партийные собрания, где их обвиняли в контрабанде, спекуляции, воровстве и даже объявляли врагами народа. Даже ношение капроновых чулком считалось предательством. И что самое интересное – именно женщины больше всего осуждали своих нерадивых соотечественниц. Возможно, это была некая зависть, а возможно – они действительно верили в бредни о «буржуйской контре», которая борется с страной советов при помощи красивых нарядов. Единственным исключением в этой, хоть и счастливой, но безликой массе советских женщин, были актрису и жены партийных работников. С актрисами – все ясно. Они люди публичные, им по статусу положено. А вот партийные фемины вовсю наслаждались своей властью и, соответственно, старались всячески подчеркнуть свое высокое положение.

Одежда знаменитостей разительно отличалась от общепринятых советских стандартов.
Актрисы и жены партработников не гнушались «буржуйских» нарядов.
(Источник иллюстрации: mariasav.livejournal.com)

Но где же знаменитости брали свои роскошные наряды? Все так же выписывали из заграницы или шили на заказ. Самой известной и, пожалуй, единственной профессиональной модисткой советской России в те годы была некая Надежда Ламанова. Именно она обшивала представительниц партийной элиты. Более того – она была единственным советским кутюрье, представившим свою собственную коллекцию на Всемирном показе моды в 1925 году. В условиях жесточайшей конкуренции, коллекция Ламановой получила гран-при конкурса, хотя все модели были сшиты из подручных средств – полотенец и платков.

Все модели сшиты из подручных средств.
Надежда Ламанова – самая известная модистка советской России.
(Источник иллюстрации: fashiony.ru)

40-е годы для истории русской моды оказались катастрофически трудными. Можно даже сказать, что индустрия моды практически перестала существовать. Общество разделилось на две категории. Одни – воевали с врагом, другие – работали в отдаленных районах. Тяжелая работа, голод, страх перед врагом превратил советских женщин в бесполые измученные существа, у которых совершенно не было ни времени, ни сил на то, чтобы следить за своим внешним видом.

Предприятия в основном производят военную форму. И когда остальной мир облачается в элегантные платья и костюмы с подчеркнутой линией плеч, нарочито осиной талией и пышными юбками, русские женщины массово облачаются в строгие гимнастерки и форменные юбки. Тем не менее, в 1944 году в Москве и Ленинграде были открыты первые Дома моды и уже по окончанию войны мастера принялись за создание линий одежды для своих соотечественниц.

Когда весь мир наряжался в кринолины, наши женщины стояли на страже Родины.
Даже форменная одежда не может скрыть красоту русской женщины.
(Источник иллюстрации: vedsimvol.mybb.ru)

Закончилась война, а вместе с ней – и серость армейских мундиров. Женщины захотели вернуть себе все свое великолепие. Легкая промышленность начала выпускать одежду, которая была более адаптированной под мировые тенденции того времени. Все же, русским женщинам этого оказалось недостаточно. Они с восхищением смотрели трофейные фильмы и завидовали западным актрисам. Еще бы. Они ведь щеголяли на экране в модных и красивых нарядах. 50-е годы - возрождение индпошива. Одни, более состоятельные, позволяли себе заказывать одежду в ателье, другие – шили ее самостоятельно. В советских журналах начали печатать выкройки и каждая женщина, знакомая с основами кройки и шитья, с легкостью могла создать для себя модный и неповторимый наряд.

Женщины решили вернуть себе красоту и обаяние.
50-е годы – возрождение индпошива.
(Источник иллюстрации: retro-magazines.livejournal.com)

Но 50-е годы характерны еще одним, очень важным событием. Из Запада в советскую Россию просочились зародыши молодежного стиля, пренебрежительно называемого «стиляги». Это было нечто! Яркость, красочность, необычные фасоны, специфические прически. Ситуация, сложившаяся в стране, несколько напоминала борьбу 20-х годов с «буржуйской контрой». Партия как могла, старалась очернить и остановить это молодежное движение, но в оно привлекало все больше и больше адептов. И вот, уже не только молоденькие девушки, но и вполне респектабельные матроны красовались в юбках с кринолинами, завертывали на волосах бабеты и обували босоножки на платформе. Правительство боролось, боролось, и в конце концов – сдалось. Женскую моду в России уже не возможно было остановить.

50-е годы – возвращение женственности.
Женскую моду в России уже невозможно было остановить.
(Источник иллюстрации: www.livemaster.ru)

Русский «экспортный товар» - спортсмены, артисты, художники и писатели, начали посещать капиталистические страны в составе всевозможных идеологических делегаций. Помимо сувениров для родственников и друзей, они привозили оттуда модную одежду известных брендов. Не только для личного пользования, но и для перепродажи. Наряды «выездных» с охотой копировали женщины, не имеющие возможности самостоятельного выезда заграницу. Вооружившись ножницами и иголками, они в точности воссоздавали модные фасоны.

Железный занавес помаленьку опускался. В 1959 году в Москве прошел первый показ моделей известного кутюрье Кристиана Диора. Зарубежная мода была настолько изысканна, роскошна и желанна, что власти начали всерьез задумываться о перспективах отечественной швейной промышленности.

Русские женщины восторженно смотрели на коллекцию знаменитого кутюрье.
Железный занавес помаленьку опускался.
(Источник иллюстрации: back-in-ussr.com)

Хотя 60-е годы в истории СССР названы периодом застоя, это десятилетие стало для русской моды настоящим прорывом. Отслеживание западных тенденция больше не считалось вражеской идеологией, а женщины, одетые в «буржуйские» наряды – перестали раздражать общество.

В те годы зажглась звезда самого знаменитого русского модельера, который сумел сделать невозможное – он сумел создать совершенно неповторимый русский тренд, который был признан во всем мире. Имя этого величайшего человека – Слава Зайцев. Его модели состояли из большого количества традиционных элементов, обладали русской душой и произвели грандиозный фурор на мировых подиумах. Шапки-ушанки, меха, богатые вышивки, высокие сапоги-«казаки», красочные платки и характерные орнаменты – мир влюбился в Россию!

Неповторимый русский тренд.
Мир влюбился в Россию.
(Источник иллюстрации: www.domashniy.ru)

Пришли 70-е, а вместе с ними – джинсы, брюки-клеш, водолазки и «сафари». Легкая промышленность советской России уже работала, как часы. Начались первые, пока не очень удачные попытки производства отечественных джинсов, массово выпускались юбки-трапеции и безрукавки. И, хотя большинство женщин все же предпочитали одеваться у модисток, либо покупали импорт у спекулянтов, швейные фабрики уже вполне могли похвастаться весьма приличными произведениями. Мода того времени – одна из самых характерных и ярких. До сих пор российские модельеры черпают вдохновение, основываясь на основных примерах 70-х годов.

Мода 70-х – одна из самых ярких.
Вместе с 70-ми, в моду вошли джинсы, водолазки и сафари.
(Источник иллюстрации: fashionstylist.kupivip.ru)

Только на рубеже 80-90 годов, русские модницы получили полнейшую свободу в выборе одежды. И, что самое удивительное – именно эта вседозволенность повлияла на отмирание отечественной моды. Наряды массово ввозились из заграницы и это уже не считалось правонарушением. Нова эпоха привела к появлению новых героинь киноэкранов и сцены. Женщины стали менее застенчивыми, а мода – более универсальной. Когда советской империи пришел конец, о русской моде забыли. Много лет жительницы России одевались исключительно в ширпотреб, продававшийся на рынках. Мода, к сожалению, стала повальным увлечением, напрочь утратившим эстетику и элегантность.

01.09.2021

Поделиться мнением о статье