Наперстянка пурпуровая Digitalis Purpurea L. - Растение, содержащие сердечные гликозиды

Син.: наперсточная трава.
Двух- и многолетнее травянистое растение семейства норичниковых (Scrophulariасеае), образующее в первом году розетку прикорневых, продолговатых, продолговатояйцевидных или овальных листьев длиной до 30 и шириной до 15 см. На втором году жизни выбрасывает один или несколько прямостоячих стеблей. Стеблевые нижние листья 12—20 см длины, яйцевидные, длинночерешковые, средние короткочерешковые, верхние сидячие яйцевидные или яйцевидноланцетные. Цветки красивые, пурпурные, крупные, собранные на верхушке стеблей в однобокую кисть. Цветет в июне — июле. Для промышленных целей наперстянку культивируют преимущественно на юге Европейской части СССР.
Листья, стебли и цветки наперстянки содержат сердечные гликозиды. Состав их представлен в табл. 5.
В листьях и семенах содержатся стероидные сапонины: дигитонин С56Н922О29, гитонин С50Н82О23, тигонин С56Н92О27 и их агликоны; сарсапогенин. Найдены также флавоноиды — лютеолин C15H10O6 и 7-глюкозид-лютеолин С21H20O11, дигитолютеин C16H12O4, кофейная кислота, холин и др.
Для медицинских целей используют дигитоксин, высушенные листья наперстянки в виде настоя и других галеновых форм. Внешние признаки сырья следующие. Листья наперстянки ломкие, морщинистые, сверху темно-зеленые, снизу сероватые с характерной сеткой мелких разветвлений. Запах сухих листьев слабый, при настаивании в горячей воде усиливается. Листья не должны иметь влаги более 13%, общей золы не более 18%, потемневших и пожелтевших листьев не более 1%, стеблей, плодов не более 1%, органической примеси 0,5%, минеральной — 5%.
Хранят с предосторожностью (Б). Биологическую активность листьев контролируют ежегодно.
Фармакологические свойства
Наперстянка пурпуровая оказывает многостороннее действие на организм: на сосуды, на центр и периферические окончания блуждающего нерва, почки, кишечник, центральную нервную систему. Главным объектом действия является сердце. В научную медицину наперстянка была введена английским врачом Уитерингом в 1785 г. Он отмечал эффективность наперстянки при некоторых формах отеков, однако не связывал это с кардиотоническими свойствами растения. Учение о действии наперстянки начало складываться и развивалось в сущности в XIX столетии. Основоположниками этого учения в нашей стране были С. П. Боткин и И. П. Павлов.
Исследования С. П. Боткина в области клиники внутренних болезней, его учение о развитии гипертрофии и дилатации сердца, об изменяемости тонуса кровеносных сосудов независимо от силы сокращения сердца и массы циркулирующей крови легли в основу кардиологии как науки и наметили основные мероприятия для профилактики и лечения болезней сердечно-сосудистой системы. Фармакологические и клинические исследования наперстянки, являясь составной частью общей проблемы лечения сердечно-сосудистых заболеваний, привлекали внимание отечественных ученых того времени. Различные стороны действия наперстянки изучали Е. В. Пеликан. В. А. Дыбковский, В. Г. Стадион, А. Понятовский, Е. И. Ершов, А. Крамник, Г. П. Сережников, Н. Н. Клопотовский, М. Беляков, П. И. Цыпляев, П. И. Шатилов, Н. И. Бочаров, В. В. Закусов, В. Ф. Зеленин, И. К. Гольберг, А. И. Левитский и др. Эти исследования касались главным образом галеновых лекарственных форм.
В дальнейшем начали изучать индивидуальные сердечные гликозиды. Был получен отечественный дигитоксин (Д. Г. Колесников), фармакологическое исследование которого провели М. А. Ангарская, Я. И. Хаджай и В. Е. Соколова.
Биологическая активность дигитоксина при стандартизации на лягушках равна 10000 ЛЕД, на кошках 2380 КЕД; 1 КЕД равна 0,42 мг/кг. Близкие данные о биологической активности дигитоксина сообщили Fromgerz и Velch (0,41 мг/кг), Rothlin (0,42 мг/кг), Walter (0,47 мг/кг), Svec, Hasik (0,45 мг/кг). Минимальная смертельная доза при внутривенном введении была 0,21 мг/кг, максимальная переносимая, не вызывающая видимых токсических явлений, — 0,08 мг/кг. Минимальная смертельная доза при введении в двенадцатиперстную кишку по методу Цвека составляет 0,34 мг/кг, т. е. несколько меньше, чем при введении в вену. Эти данные указывают на то, что дигитоксин не теряет активности в желудочно-кишечном тракте и хорошо всасывается.
Дигитоксин обладает кумулятивными свойствами. После введения кошкам в вену дигитоксина в дозе 0,08 мг/кг на 5-й, 7-й и 14-й день кумулятивные свойства все еще проявляются, и лишь через 21 день они не обнаруживаются.
Влияние дигитоксина на сердце сходно с другими сердечными гликозидами. В дозе 0,3—0,45 мг/кг через 1—2 мин после внутривенного введения дигитоксин увеличивает у кроликов амплитуду сердечных сокращений и замедляет ритм сердечной деятельности. Характерным для этого гликозида является медленное развитие действия на сердце, даже при внутривенном введении, по сравнению со строфантином или эризимином, действие которых начинается сразу же после введения.
Изучение действия дигитоксина на центральную нервную систему, проведенное на крысах с применением двигательно-пищевой методики, показало, что при введении, в дозе, составляющей 5% от смертельной у животных отмечались удлинение скрытого периода рефлексов, ухудшение дифференцировки и выпадение условных рефлексов, т. е. дигитоксин усиливал тормозной процесс в коре головного мозга.
Дигитоксин почти полностью всасывается в желудочно-кишечном тракте, в плазме крови он соединяется с альбуминами и начинает проявлять действие на сердце через 24 ч после введения в желудок. Выделяясь с желчью в кишечник, 7—15% дигитоксина всасываются снова в кровь, что обусловливает значительную кумуляцию препарата и возможность интоксикации. Действие дигитоксина прекращается спустя 2—3 нед после отмены препарата.
Дигитоксин метаболизируется только печенью, и при заболеваниях ее опасность интоксикации возрастает. Задержка стула также повышает риск интоксикации. Гликозид почти не выделяется почками, поэтому его можно применять при сердечной недостаточности, сопровождающейся поражением почек.
Присоединение к дигитоксину ацетилового радикала уменьшает кумулятивные и токсические свойства. Ацетилдигитоксин хорошо всасывается. По продолжительности действия он близок к дигитоксину, но в отличие от последнего — меньше кумулирует. Дигитонин и другие сапонины наперстянки обладают местнораздражающими и гемолитическими свойствами. Они способствуют повышению растворимости и всасыванию гликозидов.
Применение в медицине
Препараты наперстянки пурпуровой применяют при хронической сердечной недостаточности II и III степени. Показанием к назначению препаратов наперстянки пурпуровой является также тахиаритмическая форма мерцательной аритмии. Кроме того, эти препараты применяют в комбинации со стрихнином, кофеином или камфорой в случаях ослабления сердечной деятельности при различных инфекционных заболеваниях (сыпном тифе, скарлатине, некоторых формах гриппа и септических процессах). Лечебный эффект препаратов наперстянки проявляется исчезновением отеков, одышки, уменьшением застойных явлений, урежением пульса, увеличением скорости кровотока, повышением диуреза и улучшением общего состояния. При тяжелых застойных явлениях в системе воротной вены или рвоте дигитоксин назначают в ректальных свечах. В этом случае препарат всасывается через нижнюю геморроидальную вену и минует печень. При передозировке наблюдаются явления интоксикации, выражающиеся в резкой брадикардии, нарушении сна, усилении одышки, появлении неприятных ощущений в области сердца.
Препараты
Дигитоксин (Digitoxinum) (А). Тонкие кристаллы в виде прямоугольных пластинок с перламутровым блеском, плохо растворим в воде. Применяют внутрь в таблетках по 0,0001 г и в виде ректальных свечей, содержащих по 0,00015 г препарата.
Гитоксин (Gitoxinum) (А). Применяется по тем же показаниям, что и дигитоксин. Обладает кумулятивными свойствами, менее активен, чем дигитоксин. Выпускается в таблетках по 0,0002 г.
Кордигит (Cordigitum) (Б). Очищенный экстракт из сухих листьев наперстянки, содержащий сумму гликозидов. Выпускается в таблетках по 0,0008 г и свечах по 0,0012 г.
По сравнению с дигитоксином обладает меньшими кумулятивными свойствами. Назначают внутрь по 1/2—1 таблетке на прием 2—4 раза в день. Хранят в защищенном от света месте.
Порошок из листьев наперстянки (Pulvis foliorum Digitalis) (Б). Измельченные в мелкий порошок листья наперстянки. Назначают внутрь взрослым в дозе 0,05—0,1 г на прием 2—3 раза в день. Высшая доза порошка наперстянки для взрослых; разовая 0,1 г, суточная 0,5 г. Иногда назначают в свечах. Детям до 6 мес назначают по 0,005 г на прием. Высшие разовые дозы для детей: до 6 мес — 0,005 г, от 6 мес до 1 года — 0,01 г, 2 лет — 0,02 г, 3—4 лет — 0,03 г, 5—6 лет — 0,04 г, 7—9 лет — 0,05 г, 10—14 лет — 0,05—0,075 г.
Порошок хранят в склянках оранжевого стекла, наполненных порошком доверху, плотно укупоренных и запарафинированных.
Настой листьев дигиталиса (Infusum foliorum Digitalis). Готовят из измельченных листьев наперстянки на воде в соотношении 0,5—1 г на 180 мл воды. Назначают взрослым внутрь по 1 столовой ложке 3—4 раза в день. Для детей настой листьев наперстянки готовят в соотношении 0,1—0,4 г на 100 мл воды. Назначают по 1 чайной или 1 десертной ложке в зависимости от возраста ребенка.
Экстракт наперстянки сухой (Ехtractum Digitalis siccum) (Б). Сухой стандартизованный порошок листьев наперстянки; 1 г экстракта содержит 50 ЛЕД. Выпускают в таблетках по 0,05 г. Назначают внутрь по 1 таблетке 2 раза в день.
Rp.: Tabul. Digitoxini 0,0001 N. 10 D.S. По 1 таблетке 3 раза в день Rp.: Inf. fol. Digitalis 0,5—1,0:200,0 D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день Rp.: Pulv. fol. Digitalis 0,05 Sacchari albi 0,2 M.f. pulv. D.t.d. N.6 S. По 1 порошку З раза в день Rp.: Inf.fol.Digitalis 0,6:200,0 Liq.Kalii acetici 8,0 M.D.S. По 1 столовой ложке 3—4 раза в день Rp.: Pulv.fol.Digitalis ОД Butyri Cacao 2,5 M.f. suppos.D.t.d. N. 10 S. По 1 свече в прямую кишку Rp.: Inf. fol.Digitalis 0,6:150,0 Mucilaqinis Gummi arabici 50,0 M.D.S. Ha 4 клизмы (по 2 клизмы в день) Rp.: Tabul.Cordigiti 0,0008 N.10 D.S. По 1 таблетке 2—3 раза в деньСписок литературы
Абдулаев Д. М. К вопросу о действии наперстянки на коронарные сосуды изолированного человеческого сердца.— Тер. арх., 1928, № 1, с. 31
Абдулаев Д. М. О применении наперстянки при грудной жабе.— Тер. арх., 1928, № 1, с. 43.
Ангарская М. А., Хаджай Я. И., Соколова В. Е. К фармакологии отечественного дигитоксина.— Фармакол. и токсикол., 1956, № 6, с. 34.
Вершинин Н. В. К фармакологии наперстянки крупноцветной.— Изв. Томск, унта, 1921, т. 71, с. 1.
Виноградов А. В., Зубовский Г. А., Харлап Г. В., Сычева И. М. Концентрация дигоксина в крови при лечении больных с сердечной недостаточностью.— Кардиология, 1976, т. 16, № 8, с. 20—25.
Закусов В. В. К вопросу о действии ядов на сосуды изолированных органов.— Сов. врач., 1937, № 13, с. 903.
Сластион М. И. Действие дигитоксина на углеводный состав сердца.— В кн.: Экспериментальные исследования по фар-мокологии сердца. Харьков, 1941, с. 21.
Стегайло Е. А. К вопросу о кумуляции наперстянки.— В кн.: Материалы IX Всесоюзной фармакологической конференции. Свердловск, 1961, с. 245.
Трошина А. В. Об изменениях действия дигитоксина на сердце при изменениях обмена веществ в сердечной мышце.— В кн.: 13-я научная сессия Саратовск. мед. ин-та. Саратов, 1948.
Турова А. Д. Фармакологическое и клиническое изучение наперстянки.— В кн.: Наперстянка. М.: Медгиз, 1954, с. 165.
Цыпляев П. И. О влиянии наперстянки на кровяное давление (в артериях, капиллярах и венах у сердечных больных с расстройством компенсации).— Изв. Воен.- мед. акад., 1903, № 6, с. 431.