Секуринега полукустарниковая Securinega Suffruticosa (Pall.) Rend. - Растение со стимулирующим действием


Раскидистый двудомный кустарник с многочисленными прямыми тонкими ветвями, высотой до 1,5—3 м, семейства молочайных (Euphorbiaceae). Листья очередные, цельные, голые, короткочерешковые, эллиптической или овальноланцетной формы, светло-зеленые, длиной 1,5—7 и шириной 0,6—3,5 см. Цветки однополые, невзрачные, зеленые или желто-зеленые; мужские (пестичные) цветки одиночные, женские (тычиночные) расположены пучками. Плод—трехгнездная коробочка с 6 семенами. Семена гладкие, длиной около 2 мм. Цветет в июне — июле, плодоносит в сентябре— октябре (рис. 1).

Секуринега растет по сухим каменистым склонам, лесным опушкам чаще одиночно, реже небольшими группами. В диком виде встречается в Приморском и Хабаровском краях и Амурской области. Культивируется на территории Украинской и Молдавской ССР, на Северном Кавказе и в Московской области.

СекурининРастение содержит алкалоиды: в листьях — 0,38—0,8%, в верхушках стеблей — до 0,19%; среди них секуринин (С13Н15O2N), содержание которого составляет от 0,15 до 0,4%. Он хорошо растворим в этаноле, хлороформе, труднее — в ацетоне, этиловом и петролейном эфирах, трудно растворим в воде; образует соли: нитрат (т. пл. 205—207° С), хлоргидрат (т. пл. 230—232° С), сульфат (т. пл. 128° С), пикрат (т. пл. 218° С). В стеблях секуринеги содержатся дубильные вещества, крахмал и аминокислоты — аргинин, глутамин, аланин, пролин, 7-аминомасляная кислота, тирозин, валин, лейцин. Наибольшее количество аминокислот наблюдается в период интенсивного роста растения. В медицине применяют секуринина нитрат, выделенный из листьев и неодревесневших зеленых веток.

Фармакологические свойства

Экстракт из листьев секуринеги оказывает возбуждающее действие на сердце кошки in situ и вызывает двигательное возбуждение у ненаркотизированных животных, что обусловлено алкалоидом секуринином (А. Д. Турова, Я. А. Алешкина). Секуринин вызывает у лягушек двигательное возбуждение, напряжение межпальцевых перепонок, учащение дыхания и усиление двигательных рефлексов. Прикосновение к коже приводит к приступу тетанических судорог и остановке дыхания. В промежутках между судорогами ослабляется мышечный тонус, уменьшается напряжение межпальцевых перепонок, восстанавливается дыхание. Приступы судорог учащаются, и развивается тетанус. В дальнейшем состояние животных постепенно приходит к норме или они погибают.

Вызываемые секуринином судороги носят рефлекторный характер и аналогичны стрихниновым судорогам.

Секуринин менее активен и менее токсичен, чем стрихнин. В дозе 0,05 мг/кг он вызывает у мышей повышение рефлекторной возбудимости и учащение дыхания; подобные симптомы наблюдаются при введении стрихнина в дозе 0,006 мг/кг. Тетанические судороги развиваются при введении секуринина в дозе 0,06 мг/кг, а стрихнина — 0,007 мг/кг. Смертельная доза стрихнина равна 0,007 мг/кг, секуринина — 0,07 мг/кг.

Из приведенных в табл. 1 данных, касающихся сравнительного изучения секуринина и стрихнина на кошках, следует, что секуринин по возбуждающему действию слабее стрихнина. Однако широта терапевтического действия у секуринина больше, чем у стрихнина.

Рис. 1. Секуринега полукустарниковая

У декапитированных по Шеррингтону кошек секуринин, введенный в вену бедра в дозе 0,05 мг/кг, вызывает судорожные сокращения отдельных групп мышц. Наиболее выражено повышение тонуса мускулатуры задних конечностей. Усиливается хвостовой рефлекс, что указывает на возбуждение спинного мозга, особенно его поясничного отдела. С увеличением дозы до 0,1 мг/кг через 1—2 мин возникают подергивания отдельных мышечных групп, а через 5 мин развивается тетанус. Сердечная деятельность не ослабевает и ритм сердца остается правильным. Вызываемые секуринином судороги по характеру и механизму сходны с судорогами, возникающими после введения стрихнина, но секуринин в большей степени влияет на нижние отделы сегментарного аппарата спинного мозга. В опытах на мышах секуринин уменьшает продолжительность наркоза, вызываемого мединалом.

Секуринин повышает электрическую активность коры головного мозга у кроликов. Возбуждающее действие секуринина на кору головного мозга подтверждено также в опытах на крысах методом условных рефлексов (И. Я. Бабаходжаев). Токсические дозы секуринина приводят к развитию парадоксальной фазы, а также наркотической, или тормозной (по И. П. Павлову), что свидетельствует о развитии в нервных клетках охранительного торможения.

Изучено влияние секуринина на клеточное дыхание (в аппарате Варбурга) различных тканей белых крыс в остром и хроническом опытах. При однократном введении секуринина в дозе 5 мг/кг количество поглощаемого тканями головного мозга кислорода увеличивалось на 4,2%, спинного мозга — на 31%, печени — на 71%, почек — на 34%, скелетных мышц — на 46%. При повторных введениях количество кислорода, поглощаемого тканями головного мозга, возрастало на 39%, тканями спинного мозга — на 79%, печени — на 130%, почек — на 82%, скелетных мышц — на 27%. Таким образом, секуринин увеличивает поглощение кислорода тканями.

Изучение влияния секуринина на нервно-мышечный аппарат показало, что он вызывает у крыс понижение порога возбудимости и увеличение амплитуды мышечных сокращений.

Таблица 1. Сравнительное действие секуринина и стрихнина у кошек (введение в вену)У наркотизированных кошек секуринин повышает артериальное давление, увеличивает амплитуду пульсовой волны, учащает и углубляет дыхание, в малых дозах увеличивает амплитуду сокращений сердца кошек in situ; при увеличении дозы угнетает деятельность сердца.

На электрокардиограмме у кроликов секуринин увеличивает вольтаж зубцов предсердного и желудочкового комплексов, что указывает на усиление обменных процессов в мышце сердца.

У крыс секуринин увеличивает диурез.

Таким образом, секуринин оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему и особенно на спинной мозг. Секуринин возбуждает дыхание, повышает артериальное давление, усиливает сердечные сокращения и повышает мышечный тонус. При введении в больших дозах он оказывает характерное судорожное действие, сходное с действием стрихнина.

Секуринин и стрихнин увеличивают выживаемость животных, продлевают жизнь и уменьшают остроту клинических проявлений при экспериментальной лучевой болезни (В. Д. Рогозкин и М. Ф. Сбитнева).

Применение в медицине

Секуринин испытывался А. Ю. Ивановой-Незнамовой и В. А. Галкиным при гипотонических состояниях. Под наблюдением находились больные с остаточными явлениями после крупозной пневмонии, с затянувшейся бронхопневмонией, экссудативным плевритом, абсцессом легких, сердечно-сосудистой недостаточностью, хроническим алкоголизмом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, сопровождавшимися быстрой утомляемостью, наклонностью к головокружениям, понижением аппетита и т. п. Артериальное давление находилось в пределах 100/75—90/70 мм рт. ст.

Секуринин вводили подкожно по 1 мл 0,4% раствора. Артериальное давление (систолическое и диастолическое) повышалось на 10—15 мм рт. ст. После длительного применения секуринина (12—15 дней) нормальный уровень артериального давления сохранялся в течение 3—5 дней после отмены препарата. Наряду с повышением давления у большинства больных отмечались улучшение самочувствия, прилив бодрости и т. п. Секуринин в указанных дозах не вызывал побочных явлений.

Представляют интерес исследования, касающиеся действия секуринина на функцию коры надпочечников (Л. Д. Тищенко). Под наблюдением было 14 больных: 7 — псориазом, 5 — экземой и 2 — нейродермитом. О функции коры надпочечников судили по содержанию в суточной моче 17-кетостероидов и глюкокортикоидов, определяемому при поступлении больных в стационар и после лечения. У мужчин количество 17-кетостероидов составляло 12— 22 мг/сут и глюкокортикоидов — 1—1,5 мг/сут, у женщин — 8—20 и 0,75—1,25 мг/сут соответственно. Больным назначали 0,4% раствор секуринина по 20—30 капель 3 раза в день за 10—15 мин до еды. Повторные исследования гормонов коры надпочечников в моче проводили на 3—4-й, 10—12-й, 24—26-й дни после начала применения секуринина и в дальнейшем через 2—6 мес. У всех наблюдавшихся больных функция коры надпочечников до лечения секуринином была пониженной. Применение секуринина на 3-й день вызывало увеличение выделения гормонов. Улучшалось общее самочувствие больных. Наряду с этим уменьшались раздражительность, бессонница, вялость, упадок сил, мышечная слабость и головные боли, улучшался аппетит.

Обострения кожного процесса у больных, принимавших секуринин, возникали реже, чем у больных, находящихся на обычном десенсибилизирующем и местном медикаментозном лечении. У больных с пониженной функцией коры надпочечников, не получавших секуринин, содержание гормонов коры надпочечников либо оставалось по-прежнему низким, либо еще более понижалось, и чаще наступали обострения кожного заболевания.

Имеются наблюдения о положительном влиянии секуринина при различных двигательных расстройствах: парезах и параличах после полиомиелита в восстановительном периоде заболевания, при парезах и параличах, обусловленных понижением возбудимости нервнорефлекторного аппарата, при вялых параличах, развивающихся после инфекционных заболеваний, при половом бессилии на почве функциональных неврогенных расстройств (Г. Р. Буравцева).

Клинические наблюдения за действием секуринина проведены В. Н. Никольским у 40 больных с различными заболеваниями нервной системы. В первой группе был 21 больной с последствиями полиомиелита, последствиями ранения спинного мозга и удаления опухоли, с сирингомиелией. Вторую группу составили больные с поражениями головного мозга, развившимися в результате перенесенного церебрального арахноидита или энцефалита стволовой и диэн-цефальной локализации и др.

Секуринин применяли у 29 больных в виде подкожных ежедневных инъекций по 1 мл 0,2% раствора и 11 больных препарат принимали внутрь по 10—15 капель 0,4% раствора 2—3 раза в день в течение 15— 30 дней.

У больных с преимущественным поражением спинальных дуг при исходных вялых параличах под влиянием лечения нарастали мышечная сила и тонус мышц, увеличивались активные движения, повышались рефлексы, уменьшалась зона пониженной чувствительности и учащалось дыхание. Однако у больных с преобладанием спастических симптомов, т. е. при поражении головного мозга, эффекта не получено. Напротив, у ряда больных уменьшался объем движений и усугублялись ощущения стягивания мышц и неприятные ощущения в области сердца.

У некоторых больных объективное улучшение состояния сопровождалось неприятными субъективными жалобами на стягивание непораженных отделов конечностей, шеи и челюстей. У них секуринин пришлось отменить. У больных с грубыми и давними поражениями спинного мозга секуринин, как и другие методы лечения, терапевтического действия не оказал.

Наблюдавшиеся при использовании секуринина положительные и отрицательные результаты клинического применения, а также побочные явления свидетельствуют о близости фармакологических особенностей секуринина и стрихнина.

Н. М. Мкртчан сообщает о лечении секуринином в комбинации с бальнеотерапией в условиях курорта Евпатория 15 детей, больных спинальной формой полиомиелита с поражением нижних конечностей. Секуринин вводили подкожно по 1 мл 0,2% раствора. Оценку мышечных функций производили перед лечением секуринином, после первой инъекции и в конце курса лечения. Эффект первой инъекции у большинства пациентов обнаруживался через 30 мин: повышались электровозбудимость мышц и рефлекторная активность, улучшалось кровообращение в конечности. После курса лечения увеличивалась двигательная активность пациентов. Лечение оказалось неэффективным у 2 пациентов со сроком болезни более 10 лет.

Противопоказаниями к применению секуринина являются гипертонические состояния, стенокардия, кардиосклероз, бронхиальная астма, базедова болезнь, острые и хронические нефрит и гепатит, эпилепсия, тетания. В случаях острого полиомиелита секуринин противопоказан при болевом и менингеальном синдромах, склонности к образованию контрактур и при дыхательных расстройствах.

Передозировка препарата сопровождается болезненным напряжением затылочных, лицевых и других мышц, затруднением глотания и дыхания, а в более тяжелых случаях возникают общие судороги.

При отравлении секуринином лечение такое же, как при отравлении стрихнином.

Препараты

Раствор секуринина нитрата (Solutio Securinini nitratis). Для парентерального применения выпускается в ампулах по 1 мл 0,2% раствора, для приема внутрь — в склянках оранжевого стекла по 20 мл 0,4% раствора.

Таблетки секуринина нитрата (Tabulettae Securinini nitratis). Таблетки по 0,002 г выпускают во флаконах оранжевого стекла по 50 или 100 штук. Хранят в сухом прохладном и защищенном от света месте.

Внутрь назначают по 10—20 капель 0,4% раствора 2—3 раза в день или в таблетках по 0,002 г 2—3 раза в день. Лучший эффект наблюдается при введении препарата под кожу по 1 мл 0,2% раствора. Курс лечения 20—30 дней.

Rp.: Sol. Securinini nitratis 0,4% 15,0 D.S.
По 15 капель 3 раза в день

Rp.: Tabul. Securinini nitratis 0,002 N.20 D.S.
По 1 таблетке 2 раза в день

Rp.: Sol. Securinini nitratis 0,2% 1,0 D.t.d. N.20 in amp. S.
По 1 мл 1 раз в день подкожно

Список литературы

Бабаходжаев И. Я. К фармакологии алкалоида секуринина.— Фармакол. и токсикол., 1957, приложение 1, с. 3.

Буравцева Г. Р. Применение секуринина в клинике при остром полиомиелите.— В кн.: Лекарственные средства из растений. М., 1962, с. 202.

Гриценко С. В. Фармакогностическое изучение секуринеги полукустарниковой.— В кн.: Первый Всесоюзный съезд фармацевтов: Материалы докладов. М., 1967, с. 59.

Иванова-Незнамова А. Ю., Галкин В. А. Влияние секуринина на артериальное давление при гипотонических состояниях.— В кн.: Лекарственные средства из растений. М., 1962, с. 210.

Мкртчан Н. М. Лечение секуринином больных спинальной формой полиомиелита.— В кн.: Сборник докладов научно-практической конференции. Симферополь, 1958, с. 25.

Никольский В. Н. Опыт применения секуринина при заболеваниях нервной системы.— В кн.: Лекарственные средства из растений. М., 1962, с. 198.

Рогозкин В. Д., Сбитнева М. Ф. Проблемы патогенеза, экспериментальной терапии и профилактики радиационной болезни.—М., 1960, с. 147.

Тищенко Л. Д. О стимулирующем влиянии секуринина на функцию коры надпочечников у больных с заболеваниями кожи.— В кн.: Лекарственные средства из растений. М., 1962.

Турова А. Д Лечебное применение секуринина.—Клин, мед., 1957, № 35, с. 101.

Турова А. Д., Алешкина А. Я. Секуринин как новое лечебное средство.— Мед. пром., 1957, № 11.

Турова А. Д, Алешкина Я. А., Никольская Б. С. Экспедиция ВИЛАР в Уссурийский край.— В кн.: Лекарственные средства растительного происхождения. М., 1954.

Турова А. Д., Сапожникова Э. Н.
Лекарственные растения СССР и их применение (4-е изд.)
20.04.2009