Гортензия

Кто не знает гортензию — красивое декоративное растение с прекрасными кистями бледноголубых и бледнорозовых цветков, завоевавшее себе прочное место и как комнатное растение. При открытии парка Центрального дома Красной Армии в Москве в начале летнего сезона 1939 г. посетители могли любоваться размещенными всюду гортензиями, особенно вокруг памятника полководцу-большевику Михаилу Фрунзе. Но мало кто знает интереснейшую историю первого появления этого растения в Европе и происхождения названия «гортензия». Об этом очень увлекательно рассказывает известный астроном Камилл Фламмарион.
Перенесемся в XVII в. В ту эпоху жили и работали два друга, оба большие ученые-естествоиспытатели — великий Исаак Ньютон и астроном Эдмонд Галлей. Именно Галлей побудил Ньютона опубликовать, наконец, его знаменитый труд «Математические начала натуральной философии», в котором был изложен закон всемирного тяготения. Этот закон позволяет не только рассчитать пути, по которым движутся планеты вокруг Солнца, но и учесть так называемые планетные возмущения, т. е. учесть, как движение одной какой-нибудь планеты отступает от правильного эллиптического движения вследствие притягательного действия других планет. Таким возмущениям в особенно сильной степени подвергаются кометы в виду того, что они при своем движении вокруг Солнца нередко весьма близко проходят около планет солнечной системы.
В 1682 г. в Европе наблюдали большую комету. Эта комета оказалась одной из самых первых, к расчету движения которых был применен закон всемирного тяготения, и это сделал не кто иной, как Галлей Галлей нашел, что период обращения этой кометы вокруг Солнца составляет 75—76 лет. Принимая во внимание наблюдение положения кометы и наведя справки в летописях прежних появлений разных комет, Галлей предсказал, что эта комета примерно в 1758 г. снова подойдет близко к Солнцу (а, значит, и к Земле) и, следовательно, снова сможет наблюдаться. В то же время он выразил сожаление, что сам не доживет до возвращения кометы, и высказал надежду, что будущие астрономы пронаблюдают возвращение, чем (и это особенно важно) будет подтверждена правильность закона всемирного тяготения, его применимость и к кометам. В честь Галлея комету назвали «кометой Галлея».
Галлей умер в 1742 г. в возрасте 86 лет, за 17 лет до предсказанного им следующего появления кометы.
Галлей сделал и еще одно выдающееся научное предсказание, также имеющее отношение к гортензии. Это предсказание относится к планете Венере.
Венера ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому иногда она оказывается на прямой линии между Землей и Солнцем; тогда астрономы могут наблюдать так называемое прохождение Венеры по диску Солнца в виде небольшого черного кружка, медленно перемещающегося на фоне яркого диска Солнца.
Галлей показал, что если из двух разных (достаточно удаленных друг от друга) пунктов на Земле наблюдать, какие места солнечного диска заслоняет Венера при своем прохождении вдоль него (а это будут, конечно, разные места), то можно тригонометрически подсчитать расстояние Земли от Солнца. Иными словами, Галлей придумал новый способ измерения расстояния между Солнцем и Землей. Однако такое прохождение Венеры по диску Солнца можно наблюдать очень редко. Эти прохождения чередуются через такие промежутки времени: если прохождение случилось, скажем, сегодня, то следующие произойдут через 8 — 121 1/2 — 8 — 105 1/2 лет, после чего этот ряд повторяется снова. Последнее прохождение Венеры имело место в декабре 1882 г., и теперь наступил перерыв в 121 1/2 г., так что следующее прохождение будет лишь в июне 2004 г.
Галлей предсказал прохождение в 1761 г., а затем на 1769 г., и завещал будущим поколениям астрономов использовать наблюдения этих прохождений для измерения расстояния между Солнцем и Землей...
Пятидесятые годы XVIII в. Приближается время возвращения кометы Галлея, что вызывает естественное волнение в среде астрономов. Молодой французский ученый Клеро берет на себя трудную задачу в точности подсчитать па основе закона тяготения Ньютона время прохождения кометы через перигелий (т. е. через ближайшую к Солнцу точку ее орбиты) с точным учетом возмущающего влияния наибольших планет солнечной системы Юпитера и Сатурна на движение кометы. Клеро успешно разрешает задачу и находит соответствующие формулы для точного подсчета движения кометы. Остается, однако, весьма хлопотливая часть дела: нужно произвести самые вычисления по формулам Клеро. В этот ответственный момент ему на помощь приходят французский астроном (знаменитый впоследствии) Лаланд и одна французская гражданка — жена знаменитого французского часовщика Лепот — мадам Гортензия Лепот. Лишь их помощь позволила во-время (т. е. до фактического прохождения кометы через перигелий) довести вычисления до конца. Галлей в свое время предсказал возвращение кометы к Солнцу на 1758 г. Более точными вычислениями Клеро показал, что комета задерживается в своем пути вследствие притяжения Юпитера и Сатурна и пройдет через перигелий 17 апреля 1759 г., с возможной (указанной Клеро) ошибкой в 1 - месяц. Комета фактически прошла через перигелий на месяц раньше — 12 марта 1759 г. (ровно 180 лет назад).
Вспомним теперь о предсказанном Галлеем прохождении Венеры по диску Солнца. В 1760 г., т. е. за год до срока этого прохождения, французский астроном Лежантиль предпринял большую поездку в Индию, где условия благоприятствовали наблюдению прохождения. Но, вследствие происходившей тогда в Индии войны англичан с индусами, Лежантиль не смог во-время поспеть в Пондишери, где он должен был произвести наблюдения. Тогда он решил остаться в Индии и дождаться там нового прохождения Венеры в 1769г.
Прошло 8 лет, в течение которых Лежантиль занимался разнообразной научной работой и между прочим изучал растительный мир Индии. Наступил давно жданный день прохождения Венеры — 3 июня 1769 г. С утра установилась ясная солнечная погода, Лежантиль тщательно приготовил инструменты для наблюдения, но... за полчаса до срока наблюдений небесный свод покрылся облаками, и наблюдения не смогли состояться (другие астрономические экспедиции оказались счастливее Лежантиля и наблюдали прохождение). Огорченный Лежантиль упаковал свои вещи, инструменты, собранные в Индии коллекции, в том числе и один открытый им в Индии цветок, неизвестный в Европе, и уехал обратно во Францию. По дороге ему опять не повезло: его карабль потерпел кораблекрушение. Но в конце концов Лежантиль возвратился во Францию и привез с собой индийский цветок.
По предложению Лежантиля, уехавшего из Франции в Индию в 1760 г. под свежим впечатлением только что закончившейся работы Гортензии Лепот, этот цветок получил в честь ее название «гортензия».
Таков интересный рассказ Камилла Фламмариона. Надо заметить, что существует несколько видов гортензии — виргинская, японская и др. Рассказ Фламмариона относится к индийской гортензии.