Парагвайский чай

Среди иноземных культурных растений, совершенно незаслуженно не привлекавших до сих пор нашего внимания, на первом месте по своему значению должен быть поставлен парагвайский чай матэ. Недооценка этого растения тем более непонятна, что матэ не редкий и не дорогой продукт: годовое производство его в 1933 г. исчислялось в 168 тыс. т (чаю китайского — 942,2 тыс. т), а число потребителей его только в трех главнейших потребляющих странах (Аргентина, Урагвай, Парагвай) определяется в 15 млн. человек. Между тем он обладает такими свойствами, которые у нас совершенно неизвестны, но которые вполне оправдывают даваемое ему некоторыми название «благодетеля человечества».
Матэ действует, главным образом, на сердце, желудок и кишечник, т. е. органы, связанные с симпатической нервной системой. Наблюдаемые же у нервных людей случаи бессонницы после употребления матэ объясняются не раздражением центральной нервной системы, а сравнительным обескровливанием мозга вследствие усиливающегося после приема матэ кровообращения. Объяснения странного, на первый взгляд, явления, что кофеин матэ действует на человеческий организм иначе, чем кофеин кофе и чая, следует искать в там, что около 50% кофеина (в матэ кофеина 2%, а общая сумма алкалоидов около 5 мг на 1 г.) в матэ находятся в связанном виде, благодаря чему действие матэ отлично от действия чая и кофе.
Матэ улучшает аппетит, тогда как кофе и чай, принятые до еды, уменьшают аппетит, и в то же время ослабляет чувство голода. Такое, на первый взгляд, парадоксальное, противоречивое действие объясняется тем, что, не подавляя секреторной деятельности пищеварительного аппарата, матэ в то же время (уменьшает потери нервной ткани, имеющие место при острой нехватке пищи и создающие ощущение голода. Матэ стимулирует секреторные функции слюнных и желудочных желез, увеличивает кислотность в желудке, активирует перистальтику (желудка и кишечника, способствуя таким образом пищеварению и очищению кишечника.
Все исследователи единогласно утверждают, что матэ стимулирует также сердечную деятельность и дыхательные движения, увеличивая число биений на 8—10 в мин. и число вдыханий с 19 до 24. Капилляры под его влиянием расширяются, а давление крови уменьшается. Благодаря этому питание всех органов идет лучше; содержание углекислоты в венозной крови уменьшается; температура тела падает на 0,3—0,4°. Рефлекторные сердечные перебои, наблюдаемые при приеме кофе и происходящие от действия акролеина (получающегося при жарении кофе) на слизистые оболочки желудка, при приеме матэ не имеют места (другая причина отсутствия вредного возбуждения и раздражения от матэ, имеющего место при употреблении значительных количеств чая и кофе, заключается в том, что в матэ только 0,01 г эфирных масел, тогда как в чае 6-7,9 г, а в кофе 0,41 г на 1 кг.).
Матэ стимулирует работу органов движения, ускоряет их реакцию на первоначальный импульс, но без последующих усталости и депрессии. Это действие матэ проявляется не так скоро, как действие на сердце и желудок, но зато оно более продолжительно (от 16 до 20 час.). Своим замедленным, но более стойким действием на мускулатуру матэ отличается от таких возбудителей, как кофе, чай, кока, алкоголь и др. Так, например, после приема алкоголя работоспособность уже через 15 мин. начинает падать, а депрессия после приема тем глубже, чем больше был этот прием. Напротив, при приеме матэ работоспособность, как указано выше, держится в течение 16—20 час., после чего потребитель матэ не испытывает чувства угнетения, депрессии.
Матэ возбуждает умственную деятельность медленнее, но длительнее, чем кофе, чрезвычайно укрепляет память, являясь в последнем отношении прямой противоположностью табаку.
Врачи, знакомые с матэ по наблюдениям в Южной Америке, рекомендуют его при нервных и сердечных заболеваниях, при диабете, ревматизме, а также при анемии, переутомлении, неврастении, депрессивном состоянии и пр.
Родина парагвайского чая — тропические и субтропические районы Южной Америки между 18 и 35° ю. ш. Вечнозеленое дерево, культивируемое обыкновенно в виде куста. Выдерживает кратковременные заморозки до —9° и довольствуется годовыми осадками в пределах 1000—2000 мм.
Из сказанного вытекает, что для культуры парагвайского чая в субтропических районах нашего Черноморского побережья Кавказа имеются необходимые предпосылки.
Какой же смысл имеет введение в культуру наряду с китайским чаем, к которому так привыкло население, чая парагвайского? Прежде всего это диктуется его благодетельным воздействием на человеческий организм. Судя по сказанному выше, в матэ мы найдем заменитель орехов кола, которые столь нам необходимы, но разведение которых при наших климатических условиях безнадежно.
Матэ может явиться прекрасным заменителем остро дефицитного зеленого чая, потребляемого, главным образом, населением Средне-азиатских республик. В дальнейшем, нужно думать, он по заслугам будет оценен и народами европейской части Союза.
Технология обработки матэ сводится к самым примитивным сушке и измельчению продукта, длящимся максимум 24—48 час., начиная с момента сбора листа (способ приготовления напитка чая из матэ: порошок матэ всыпается в холодную воду, вода доводится до кипения и оставляется для настаивания 2-3 мин. Во избежание попадания в чашку листа и напиток процеживают и пьют с сахаром или молоком по желанию. Можно также добавлять лимон, ликер или ром, несколько капель. Южноамереканцы пьют матэ через трубочку или соломинку). Благодаря дешевизне сбора и простоте технологического процесса изготовления цена матэ ниже цены китайского чая. По данным для Буэнос-Айреса цена за 1 кг матэ в 1925 и 1934 гг. составляла 0,45 и 0,25 доллара (т. е. 86 и 49 зол. коп.).
Несколько живых растений парагвайского чая в конце 1937 г. были завезены Главным управлением субтропических культур из Монтевидео (Урагвай) в совхоз «Южные культуры» (близ Адлера). В текущем году приступлено к их размножению, а также предположена выписка новых растений и закладка опытных плантаций этого ценнейшего растения в субтропических районах Кавказа.