Бессмертный «Фауст»

Фауст.
Фильм «Фауст» в постановке Сокурова надо смотреть подготовленным. Для этого следует выполнить, как минимум, два условия. Первое - знать одноимённое произведение великого Гёте, посмотреть хотя бы один из прошлых фильмов, желательно, в постановке Михаила Казакова. И второе - иметь представление об Александре Сокурове, как режиссёре, по его фильмам. Многочисленные отзывы, свидетельствующие о том, что не все смогли до конца досмотреть этот уникальный фильм, как раз и подтверждают то, что не все зрители были готовы выдержать эти два часа человеческой мерзости, два часа сплошного ада, без предварительной подготовки.
Бессмертное произведение великого немецкого поэта привлекало не одного постановщика. Любители оперы в восторге от потрясающего произведения Гуно, которое до сих пор не сходит с подмостков оперных театров. Казалось бы, о Фаусте сказано всё, о чём можно сказать, только не для Александра Сокурова. Те киноманы, которые отлично знали его предыдущие фильмы, с замиранием сердца ожидали выхода на экран нового, сокуровского «Фауста».
Они не предполагали, они знали, что в фильме не повторится ни один образ, и ни один характер из уже поставленных и сыгранных ранее. И не ошиблись. Вряд ли Гёте узнал бы своё произведение. Назвать фильм экранизацией гётевского «Фауста» можно, разве что, с большой натяжкой. В фильме даже не упоминается имя знаменитого на весь мир Мефистофеля - его заменил неказистый Ростовщик, обладающий определённой магией, гениально сыгранный прославленным мимом Антоном Адасинским.
Чёрно-белые краски были призваны как-то сгладить ощущение мерзости, когда доктор Фауст ковырялся в потрохах трупа в попытке найти там душу. Жуть и вонь, о которой постоянно напоминает фильм, невольно доходит до зрителя. Можно представить, как бы это страшное месиво выглядело в цвете. Но, именно благодаря физиологии, ощущение реальности не покидает зрителя ни на миг.
Начинается фильм не по классическому сценарию, где основе фильма предшествует три авторские части, а с мрачного пейзажа Исландии, который намекает на то, что дальше веселее не будет. Надо отдать должное постановщикам – съёмки в Чехии как нельзя лучше соответствовали средневековой Германии. Фильм очень натурально идёт на немецком языке – это придаёт неповторимое ощущение действительности происходящего.
В фильм были внедрены новые персонажи, которых не было у Гёте. Это жена Мефистофеля и отец Фауста. Конечно же, Гёте ничего не писал о свиньях, и не мог иметь понятия о Чичикове. В этом и заключается сложность фильмов Сокурова - не всем дано проникнуть в тонкость его замыслов.
Классический «Фауст» был олицетворением познанной мудрости. Это не вымышленный персонаж, а реальный человек, чернокнижник, живший в Германии в XVI веке. О нём ходило множество легенд, пока Гёте не обессмертил его в своей поэме. Безграничная тяга к знаниям толкает Фауста к поискам души и смысла жизни. Познав всё в этом мире, он продаёт душу дьяволу, чтобы постичь мир потусторонний. Но коварный Мефистофель превращает его в прекрасного юношу, совращает его деньгами и похотью.
Ничего подобного нет в фильме Сокурова. Его Фауст не старик, а мужчина среднего возраста, который таким и остаётся до конца фильма. Он голоден и нищ. Мрачная безысходность приводит его к Ростовщику-Мефистофелю, где он закладывает ему свою душу за земные удовольствия. В то же время Мефистофель заключает пари с Богом, что пробудит у Фауста самые низменные чувства и доведёт его до ада. Борьба добра со злом начата. Но добра в фильме нет. Оно может родиться только из зла.
Все перипетии, происходящие с нашими героями, происходят на фоне точно выверенных пейзажей. Фильм похож на картину, стилизованную под старинную живопись. А вулканические породы, гейзеры и ледники Исландии словно подчёркивают историческую точность происходящих событий. Кстати, произошло извержение вулкана, и то место, где снималась заключительная сцена, снесено лавой.
Сам Александр Сокуров дал очень точное определение дьявола. Он сказал, что это существо, которое стоит между человеком и Богом, и на которое можно свалить все грехи. Финал картины утверждает, что все силы зла бессильны перед мужеством обыкновенного человека. Дьявол в человеке присутствует всегда. И главный его признак - тщеславие. На нём можно играть, как на тончайшем инструменте. Неизменным спутником его являются власть и деньги - одно без другого немыслимо.
«Фауст» Александра Сокурова не даёт ответа на многие философские вопросы, но заставляет задуматься над ними, а главное - никого не оставляет равнодушным. Существует простенький тест на игру актёра. Человек изначально создан для любви и добра, поэтому положительные герои проходят на уровне подсознания. Хороший персонаж - это нормально. Даже если он посредственный актёр. Совсем другое дело, когда отрицательный герой к концу фильма вызывает у нас чувство ненависти. Это означает только одно - роль им сыграна гениально. Возможно, это сравнение можно перенести и на сокуровского «Фауста», о чём упоминалось в начале статьи.