Магазин МузТорг в Новосибирске

МузТорг в Новосибирске: 370 кв. м.
МузТорг в Новосибирске: 370 кв. м.

В сентябре 2005го всероссийская сеть музыкальных салонов открыла свой магазин и в Новосибирске, шагнув, таким образом, за Урал. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но и мечтать никто не запретит. А по сему - мечтаем: в вот если бы да кабы произошло это в 1980-90е, когда не буме рок-музыки на просторах СССР в Новосибирске родились такие группы, как "Калинов мост" (Дмитрий Ревякин), "Черный Лукич" (Вадим Кузьмин), "Проходной двор" (Юрий Наумов), "Янка" (Янка Дягилева). Каким было звучание их записей, какими бы были их песни?

Тогда квартирники в Новосибирске проходили исключительно по всем правилам конспирации. А чуть позже, когда стало "немного можно" - стали проходить и знаменитые сибирские фестивали, во время проведения которых дома культуры забивались "под завязку". Так, на первом рок-фестивале дебютировала Омская рок-группа "Гражданская оборона", в ДК им. Чкалова выступал и Виктор Цой ("Кино"), и Борис Гребенщиков ("Аквариум").

Это движение породило и целую плеяду имен, менее известных широкой общественности - это звукорежиссеры. В наше время им достаточно прийти в магазин "МузТорг Новосибирск", находящейся в Железнодорожном районе, рядом с железнодорожным вокзалом, гостиницей "Азимут", рестораном "Тинькофф", театром "Красный факел", чтобы приобрести любое необходимое звукотехническое оборудование, от микрофонов и акустических систем до цифровых микшерных пультов последней модели. А раньше всего этого разнообразия не было. Раньше в Новосибирске местным заводом радиодеталей выпускалась первая советская электрогитара, со встроенным эффектом обработки звука, и была кучка талантливых молодых и не очень молодых людей, которые в лабораториях (а то и в подвалах, гаражах) сами придумывали "схемы электрические принципиальные" и сами же их потом реализовывали при помощи паяльника, бывших в употреблении радиодетали и, как водится, "какой-то матери".

Например, Егор Летов ("Гражданская оборона"), записывался при помощи магнитофонов "Олимп-003", общую электрическую цепь которых было добавленное "мерзостное" звучание советских колонок и прочих самоделок. Для фиксирования сложной барабанной партии она записывалась на девятую скорость и игралась в два раза медленнее реального темпа, затем переключались на 19ю скорость, на которой записанное уже звучало как хорошо темперированный хардкор. И таких "приемов" в арсенале того, что мы теперь называем "русский рок" - во множестве.

Никто, конечно, не спорит с тем, что таки играет музыкант, а не инструмент, однако, если взять, к примеру, исполнение на акустической гитаре белорусского Борисовского завода, в которой чтоб забраться дальше третьего лада - нужны стальные пальцы (к слову, таких гитар в новосибирском МузТорг'е не продается вовсе) и "ходовую" EPIPHONE DR-100 (в МузТорг'е продается со скидкой), то это, как говорится, "две большие разницы". Не говоря уже о моделях GIBSON J-185 VINTAGE SUNBURST и YAMAHA LS36, которые вообще являются человеческим гением, воплощенным в гитарах, а правильно взятый аккорд Am приводит либо к мгновенной смерти, либо к вечному блаженству...

Кстати, история дебюта Гражданской обороны на первом рок-фестивале в Новосибирске довольно комична. Основной "интригой" фестиваля была "неравная" схватка местного рок-клуба с обкомом комсомола, который запретил выступление групп "Звуки Му" и "АукцЫона". На их место была вписана "Гражданская оборона". Тексты подлежали строгой цензуре, но машинистка, перепечатывая написанное от руки, пропустила некоторые места, как на зло, самые "интересные". После первых же композиций зал взорвался, у "официальных лиц" случился столбняк, и началось "победное" шествие "Гражданской Обороны". В основном, к сожалению, магнитофонных записей. Самой группы, к сожалению, больше по кабинетам "органов". Но это уже совсем другая история.

26.09.2012