Гоминид – это промежуточное звено между обезьяной и человеком


Материалы из старых газет и журналов собрал Н. НЕПОМНЯЩИЙ и В. МОЛОСТОВ.

Всем хорошо известно основная идея Ч. Дарвина состоит в том, что Человек Разумный произошёл от обезьяны. Последние исследования антропологов убедительно доказывают, что Люди произошли не от древесных обезьян (гориллы, шимпанзе, орангутанга), а от их более позднего предка – гоминида. Что знает современная наука о гоминидах? Очень мало. Все знания о гоминидах можно собрать в одной статье. Последнее упоминание о встречи людей с гигантскими человекообразными обезьянами-гоминидами описаны в прессе в 1987 году. Уже почти 20 лет с гоминидами никто не встречался. По-видимому, этот вид животных вымер, и люди 20 века были последними свидетелями их существования на Земле.

Однако начнём с самого начала. Как современная антропология представляет последовательность изменения видов животных, эволюция которых, в конце концов, привела к образованию Разумного Человека?

1. Палеонтология предков человека «до-обезьяньего» периода. Поскольку жизнь на Земле возникла в океане, то, без сомнения, самыми древними «предками» человека были какие-то морские животные. Сначала на Земле возникли крупные микробы, употребляющие в пищу соли минералов (железа и меди). Микробиологи их назвали минералотрофы. Потом образовались мелкие животные без костного скелета типа медуз и осьминогов. Палеонтологи полагают, что в протерозойскую эру (1000 миллионов лет назад) «морской предок человека» был представлен каким-то видом трилобита длиной около полутора метров. Длительная видовая эволюция превратила его в крупную рыбу, которая имела широкое распространение в океанах палеозойской эры 400 миллионов лет назад. До сих пор зародыш человека в возрасте нескольких месяцев имеет жабры, наличие которых подтверждает мнение о подводном существовании наших «предков». Внутри матери плод человека окружен околоплодными водами. «Предки» человека были морскими животными около 3300 миллионов лет, а сухопутными – 270 миллионов лет. Эволюция наземных «предков» человека имеет следующие этапы: полутораметровая ящерица - динозавр (300 миллионов лет назад), собакообразное существо (250 миллионов лет назад), обезьяна (150 миллионов назад), гоминид (20 миллионов назад), человек (5 миллионов лет назад). В настоящее время накоплена огромная информация о периоде эволюционного перехода древесной обезьяны к Человеку Разумному. Однако полностью отсутствует достоверная палеонтологическая информация о видовом разнообразии предков человека до возникновения обезьян на планете, то есть в период 50 –1500 миллионов лет назад.

2. Гоминиды - степные обезьяны. Первым эволюционным шагом, сделанным природой в направлении «создания» Разумного Человека (Homo Sapiens) на планете, является постепенная «трансформация» обезьяны, лазящей по деревьям, в обезьяну, которая постоянно ходит ногами по поверхности земли – гоминида. Процесс превращения обезьяны (примата) в гоминида (Hominid) происходил на протяжении 10 миллионов лет (с 30 до 20 миллионов лет назад). Ученые, собирающие факты встречи человека с гоминидами (гоминоидами), называются криптозоологами. Существует международное общество криптозоологов с центром в Париже. Опубликовано большое количество книг и статей, рассказывающих об обстоятельствах контакта людей с реликтовыми гоминидами. На основании этой информации опишем анатомию гоминида и его образ жизни.

3. Внешний вид и интеллект гоминида. Гоминиды - это крупные обезьяны (рост более 2 метров), которые приспособились к хождению по поверхности Земли и полностью потеряли способность к передвижению по деревьям. Вес взрослого гоминида - самца может доходить до 200 килограмм, он покрыт густой и длинной шерстью, хорошо развит физически, может быстро бегать. Волосы отсутствуют только на ладонях и стопах. Ноги ровные, как у человека, тоже густо покрытые волосами. Стопа длиной 0,5 метра с сильно отведенным в сторону большим пальцем. Питался растительной пищей (грибы, ягоды, съедобные травы, дикие фрукты и овощи) и очень редко мясом мелких животных (лягушки, рыбы, птицы), не применял и не изготавливал каменных и деревянных орудий труда, не пользовался огнем, интеллектуальный уровень развития был незначительно выше, чем у обезьян. Гоминиды жили в лесах и горных местностях стадами по 5 – 15 особей. Гоминиды не носили одежду и обувь. При охоте за зверем они не пользуются никакими орудиями труда. Вероятно, гоминиды пользовались простейшими орудиями труда в виде палки и камня. Они не строили жилье. Жилищем для них служили пещеры, вырытые норы, берлоги. Зимой на территориях покрытых семь месяцев снегами (Сибирь) гоминиды впадают в спячку (как медведи). Продолжительность жизни гоминида не превышает 30 - 40 лет. Установлено существования у них семейных отношений.

4. Причина возникновения гоминида – это массовая гибель лесов. Современная антропология объясняет возникновение из обезьяны гоминида благодаря частым «тренировкам» некоторых обезьян в ходьбе. Со временем ходьба стала преобладающим видом передвижения для этих видов обезьян, и они навсегда покинули деревья как среду обитания. Однако это ошибочное мнение. Главной «движущей силой», которая заставила многие виды обезьян «слезть с дерева и начать ходить по земле», является гибель лесов на огромных площадях континентов. В период 20 - 30 миллионов лет назад, в связи с охлаждением планеты, засухой и уменьшением концентрации углекислого газа в атмосфере, "лесистость" всей суши Земли уменьшилась на 60%. Появились огромные открытые пространства в виде степей и саванн. Степи 25 миллионов лет назад зарастали очень высокими травами - до 2 метров в высоту. Кроме трав, росло огромное количество всевозможных цветов, ягод, корнеплодов (лук, чеснок, свекла, брюква) и бахчевых (арбуз, дыня, тыква). Животный мир также отличался необычайным многообразием и имел специфических представителей в зависимости от континента. Европейский и азиатский континенты «заселяли» слоны, носороги, кабаны, олени, лоси, кони, зайцы, львы, тигры, волки и другие животные. В то время выпадало много дождевых осадков, поэтому в степях было достаточно болот, рек и озер, где было много рыбы. Необходимо подчеркнуть, что современные степи и саванны имеют биомассу в сотни раз меньшую, чем 25 миллионов лет назад: современная трава степей низкорослая, сухая, нет съедобных корнеплодов и ягод, животный мир в тысячи раз беднее. Все современные степи больше напоминают полупустыню. Пройдет несколько сот лет, и современные степи и саванны превратятся в песчаные пустыни, так как количество дождевых осадков с каждым годом становится меньше по всему земному шару из-за охлаждения поверхности планеты. Итак, по той причине, что в период 20 - 30 миллионов лет назад 60% лесных массивов континентов превратились в степи, многие виды наиболее рослых и сильных обезьян вынуждены были изменить среду обитания с лесной на степную. Обезьяны – это древесные животные, среда обитания которых лес, и их ноги совершенно не приспособлены для перемещения по земле. Гоминиды - это степные обезьяны, и их ноги хорошо приспособлены для длительной ходьбы по степям и болотам. Раньше (например, 70 миллионов лет назад) гоминиды не могли возникнуть, так как вся суша была покрыта лесами, а степей просто не существовало. Считается установленным фактом, что время образования первых гоминидов – 20 миллионов лет назад. Антропологи постепенно приходят к убеждению, что гоминид – это недостающее и промежуточное звено в эволюционной трансформации обезьяны в Разумного Человека. Из обезьяны сначала образовался гоминид 20 миллионов лет назад, а уже после из гоминида образовался Человек Разумный (род Homo Sapiens) 5 миллионов лет назад.

5. Книги и статьи о гоминидах. Одна из книг, полностью посвящённых изучению реликтовых гоминидов — «Загадка снежного человека» — вышла на датском языке в 1988 году. Большую ее часть занимает работа доктора исторических, доктора философских наук Б. Ф. Поршнева «Борьба за троглодитов», практически неизвестная российскому читателю. Материалы Поршнева (1905—1972) печатались в журнале «Вокруг света» в 1988 году. В период 1985 по 1995 годы в журналах и газетах публиковались статьи писателя из Читы Геннадия ДОНЕЦ, занимающийся проблемой реликтового гоминида в Сибири; Людмилы БОГОСЛОВСКОЙ, доктор биологических наук; Майи БЫКОВОЙ, соратницы Б. Ф. Поршнева, члена совета Объединения криптозоологов. Много статей о реликтовом гоминиде опубликовал Бернар ЭЙВЕЛЬМАНС — бельгийский зоолог (живущий в Париже), председатель Международного общества криптозоологов. Он написал много интересных книг, где предоставил малоизвестные материалы по реликтовому гоминиду (кикомба) в Африке. Смотрите рисунок 12. Реликтовых гоминидов разные народности называют по-разному. Йети — на Гималаях, алмасты — на Кавказе и Памире. Сасквачом называют реликтовых гоминидов в Северной Америке. В Калифорнии Паттерсон в 1967 года отснял короткий фильм, в кадрах которого быстро убегал огромный и покрытый густой шерстью гоминид. Памир, Гималаи и Кавказ — далеко не единственные регионы планеты, где отмечены встречи с реликтовым гоминидом. В горы гоминиды были вытеснены из степей в ходе проигранной конкуренции за лучшие места обитания с людьми. О гоминиде рассказывают немало легенд и мифов. Криптозоологи приводят множество рассказов о встречи людей, живших в 20 веке, с гоминидами. Это рассказы о лешем, об античном пане, сатире, силене, фавне, эстонском лесном духе, кавказском дэве, южнославянском волчьем пастыре, скандинавских скугсмене и юлбоке, мордовском дячке или виряве, немецких «моховых старушках». Есть и «бродячие сюжеты» с соблюдением, конечно, национального своеобразия. Смотрите рисунок 1, 2, 3, 4.

Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 1. Рисунок 2.

Рисунок 3. Рисунок 4.
Рисунок 3. Рисунок 4.

Рисунок 5. Рисунок 6.
Рисунок 5. Рисунок 6.

Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.
Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.

Рисунок 10. Рисунок 11. Рисунок 12.
Рисунок 10. Рисунок 11. Рисунок 12.

Рисунок 1. Зарисовка В. А. Хахлова по рассказу очевидца, 1914 год. Восточный Тянь-Шань.

Рисунок 2. Скульптура Силена. Античный Рим.

Рисунок 3. Деталь найденного в г. Палестрине (Италия) карфагенского блюда VII века до н. э. Изображены сцены охоты с применением колесниц на диких волосатых людей и разных животных.

Рисунок 4. Фрагмент иконы 1545 года с Соловецких островов. Отсутствие рогов и копыт у волосатых человекоподобных исключает трактовку их образов как заурядных чертей.

Рисунок 5. Семья диких людей. Африка. Рисунок путешественника А. Дюрере.

Рисунок 6. Гоминид Меченый. Бурятия. Рисунок Н. Потапова.

Рисунок 7. Встреча с Меченым. Рисунок С. Сварчевского.

Рисунок 8. Сасквач расправляется с собакой (рисунок, сделанный на основе свидетельских показаний из брошюры о сасквачах Р. Паттерсона).

Рисунок 9. След в сравнении с человеческой ступней. Фото М. Донца.

Рисунок 10. Еще один след гоминида. Фото В. Рачинского.

Рисунок 11. След гоминида по сравнению со спичечным коробком.

Рисунок 12. Загадочное существо — кикомба (кулукамба) из Центральной Африки.

Все рисунки сделаны людьми, которые видели гоминида с очень близкого расстояния.

Существуют и фотографии следов стоп гоминидов, гипсовые отливки, привезенные чаще всего из-за рубежа, которые, естественно, возбуждают желание завтра же углубиться в горы и… поймать неизвестное науке существо. Смотрите рисунок 9, 10, 11. Тем более что уже объявлено в печати: конкурс «Реликтовый гоминид» приглашает всех желающих ловить легендарное животное, а не можешь сам отправиться в экспедицию – помоги деньгами. Хотят поднять в ружье и погранзаставы – ведь гоминиды не ведают государственных границ… А между тем речь идет о существе, предположительно стоящем от человека намного ближе, нежели человекообразные обезьяны, которые считаются самыми «разумными» животными на планете (в пределах тех зачатков разумной деятельности у животных, которые допускает нынешняя наука). О существе, ведущем столь потайной образ жизни, что встреча с ним практически не может быть запланирована. Гоминид – это Экологическая ниша его не дает возможности запланировать столкновение с ним человека, хотя такие случаи все же бывают. Но что нам даст встреча с ним?

6. М. БЫКОВА. «Реликтовый гоминид все же дожил до наших дней. Это означает, что он сопутствовал человеку в течение всей его истории. Не будем заниматься бесполезным делом — гадать, к какой ветви на древе приматов принадлежит эта группа человекообразных, и в каком месте эта ветвь ушла в сторону от нашей человеческой родословной. Пока не появится несколько объектов, к которым можно будет приблизиться — да не один раз,— до тех пор разговор будет оставаться беспредметным. А между тем, со времени пещерных страхов и до наших дней образ человекоподобного существа проходит сквозь толщу самых разных культур. Только далеко не всегда он воспринимается впрямую, а точнее — почти никогда».

7. Б. Ф. ПОРШНЕВ (из книги «Борьба за троглодитов»). «Баварский солдат Иоганн Шильтбергер в конце XIV века попал в плен к туркам, его переправили к Тимуру, оттуда в подарок ордынскому хану Едигею. Все-таки в 1427 году Шильтбергер вернулся домой и написал «Книгу путешествий». В ней упоминается и о том, что на горном хребте Арбусс (восточная оконечность Тянь-Шаня) «живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ, тело же их, за исключением рук и лица, покрыто волосами; они скитаются в горах наподобие других животных, питаются листьями, травой и чем придется. Владетель упомянутой страны подарил хану двоих диких людей (семья гоминида) — мужчину и женщину, которых поймал в горах, а также трех диких лошадей, живущих у этих гор, величиной с осла. (По-видимому, это были лошади Пржевальского)». Шильтбергер подчеркивает, что все видел своими глазами. Смотрите рисунок 5.

8. Начальник цеха московского завода Г. Н. Колпашников в 1937 году воевал в восточной части Монголии, у реки Халхин-Гол. Ночью его вызвали в соседнее подразделение: часовые заметили два силуэта, спускающиеся по гребню горы и, полагая, что это вражеские разведчики, после окрика наповал застрелили обоих, а оказалось, что они убили существ, похожих на обезьян. Прибыв на рассвете на броневике к месту происшествия, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал некоторую неловкость, что убиты не враги, а два животных странного вида». Подозванный монгольским переводчиком старик монгол подтвердил: такие дикие люди здесь в горах водятся. Подойти близко к трупам старик боялся. Колпашников запомнил, что убитые были выше человеческого роста, тело неравномерно покрыто рыже-бурой шерстью — местами проступала кожа. Запомнились густые длинные брови и волосы, закрывающие лоб. Смотрите рисунок 2. Лицо, говорит Колпашников, было похоже на «очень грубое человеческое». Как выяснилось, позже офицеры осмотрели останки этих существ. Но в разгар боев отправить их на исследование (в научно-исследовательский институт Москвы или Ленинграда) просто не было возможности.

9. Замечательный русский натуралист Н. А. Байков, написавший превосходные, исполненные тонкой наблюдательности книги о жизни природы, упомянул и о таком случае. В 1914 году в горных лесах Южной Маньчжурии, глубоко в тайге зверопромышленник Бобошин завел его показать диковину в хижину охотника-китайца по имени Фу Цай. Последний пользовался помощью странного существа, которое вполне прижилось в его фанзе. Ему дали человеческое имя Лан Жень. В силки и ловушки, расставленные Фу Цаем, он был приучен с необъяснимой ловкостью загонять птицу и зверя. По немногим признакам — сутулость, волосатость, бессловесность — мы сразу узнаем в описании Н. А. Байкова нашего «подопечного», хотя этот одомашненный экземпляр, малорослый, на вид лет за сорок, был одет в какие-то лохмотья. «На голове у него спутанные и всклокоченные волосы образовали шапку. Лицо его, красно-бурого цвета, напоминало морду хищного зверя, сходство это еще усиливалось открытым большим ртом, в глубине которого сверкали ряды крепких зубов с острыми выдающимися клыками. Увидев нас, он присел, опустив свои длинные волосатые руки с крючковатыми пальцами до полу, и замычал каким-то диким звериным голосом. Дикие, почти безумные глаза его горели в темноте как у волка». Ночью Байков был разбужен Бобошиным и они осторожно вышли вслед за выскользнувшим из фанзы Лан Женем. Луна озаряла тайгу и заснеженные горы. Притаившись в тени навеса, они наблюдали присевшего на корточки под кедром и поднявшего голову Лан Женя, который начал выть, подражая в точности протяжному вою красного волка. Смотрите рисунок 1. При этом он вытягивал нижнюю челюсть и по мере понижения звука опускал голову почти до земли, совсем так, как это делают волки.

10. М. БЫКОВА. «Вспомните сказку С. Аксакова «Аленький цветочек». Купец забрался в лесные дебри, и вдруг «...вырос как будто из земли перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так, какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким... У честного купца от страха зуб на зуб не приходил... Раздался в лесу хохот, словно гром загремел...» И откуда только почерпнут этот заморский образ? Из встречи местного населения с огромной лохматой обезьяной-гоминидом!!! Смотрите рисунок 6.

11. На Руси Гоминидов, живших в глухих лесах, называли чёртом, кикиморой, лешим или лессовым. Уже в конце XVIII и в самом начале XIX века авторы трудов, посвященных мифологии славян, не только упоминали лешего как одного из наиболее распространенных образов, но и указывали на общность представления об этом славянском существе с мифическими образами других народов. Русские рассказы о леших подтверждаются точными записями наших дней, пишет автор книги «Мифологические персонажи в русском фольклоре» Э. Померанцева. «Существует много рассказов среди мужиков, кого, когда и как леший пугивал»,— сообщал корреспондент из Вологодской губернии. И в этих бывальщинах нет того ощущения ужаса перед раскрывающимся во время повествования миром неведомого. Леший в них человечнее, обыкновеннее, ближе и к рассказчику, и к слушателю. Он вместе с пастухом ест кашу, выпрашивает кусок хлеба, его можно задобрить. Э. Померанцева пишет о лешем: «Это скорее человек». Или же можно незначительно изменить: «Если это не человек, то реальный зверь!» Сейчас уже накоплено достаточно конкретных фактических материалов, которые именно в сумме представляют практический интерес и заставляют в каждом случае быть внимательным к деталям. Как известно людям, интересующимся таинственным животным не один десяток лет, у всех этих чудищ, лешаков нет устройства, позволяющего, по выражению Б. Ф. Поршнева, членораздельно говорить. Однако в книге «О начале человеческой истории» он пишет, что у порога человеческой истории суггестия (внушение) становится фундаментальным средством воздействия на поступки и поведение других... Смотрите рисунок 4.

12. Семидесятипятилетний Егор Акимович Яковлев (отличавшийся не только отменным душевным здоровьем, но и определенным общественным положением) так поведал о событиях 1909 года возле деревни Коробово Андреевского района Смоленской области (губернии). Было ему в ту пору 10 лет. Однажды в сумерках они отправились с отцом в лес, чтобы привезти домой несколько вязанок дров, заготовленных для помещика. Из одной на поляне выбрали чурбачков. А чтобы не очень заметна была пропажа, решили и из другой вязанки неподалеку дров набрать. Но тут услышали шаги. Решили, что лесник, замерли. Вдруг видят, из лесу вышел человек, ростом метра два с половиной. Раздет, волосат, лицо страшное. Поняли сразу — перед ними лесовик. Отец попытался его несколько раз перекрестить трясущейся рукой, но, увидев, что тот не растворяется, бросил эту затею. Мальчик стоял за спиной отца, потянулся было рукой к топору, привязанному к поясу сзади, да тот углядел и угрожающе стал подступать. Отец пришел в себя первым и говорит: «Ежели ты добрый человек, то подходи к нам покурить, а ежели лесовик, то уходи поскорее». Тот в ответ что-то пробормотал невнятное и удалился. А отец с сыном быстро возвратились домой. Смотрите рисунок 7.

Женат был Егор Акимович на женщине из своей же деревни. В отрочестве с ней тоже произошел из ряда выходящий случай. Пошла она по грибы. Набрав лукошко, уже возвращалась домой, когда ее остановил детский плач. Она сошла с тропинки, раздвинула кусты и увидела, маленького ребенка, который лежал на пучке жухлой травы. Он был немного волосат. Лицо страшненькое. Преодолев отвращении, она взяла его на руки и стала качать. В это время почти бесшумно раздвинулись кусты, и девушка увидела перед собой лессовую. Та подошла, одной рукой взяла малыша, прижала к себе, а другой подхватила траву-подстилку и не торопясь удалилась. Девушка, забыв о лукошке, бросилась со всех ног домой.

13. Крупный русский бытописатель и знаток природы П. И. Мельников (А. Печерский), рисуя ветлужские и вятские леса второй половины XIX века, места между реками Унжей и Вяткой, берега притоков левого берега Волги — Линды, Керженца, Ветлуги, Кокшаги, пишет: «Зимой крещеному человеку в лесу окаянного нечего бояться. С Никитина дня вся лесная нечисть мертвым сном засыпает: и водяник, и болотняник, и бесовские красавицы чарус и омутов — все до единого сгинут, и становится тогда в лесах чисто... Спит окаянная сила до самого вешнего Никиты (3 апреля), а с ней засыпают и гады земные... бурлит до Ерофеева дня (тут ему на глаза не попадайся косматый, неохота ему спать ложиться, рыщет по лесу, ломит деревья, гоняет зверей, но как только Ерофей (4 октября) по башке лесиной его стукнет... окаянный спит до Василия парийского, как весна землю парить начнет (12 апреля)». Смотрите рисунок 4.

14. Вот что описывается в книге «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири».

«Мне было лет восемь или девять. Я помню, это было в Ильин день. Мужики наши кумакинские мылись в бане. У нас же в деревне бани все на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в Нерчу ныряют. Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мишиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела, и говорит:

— Это что ж такое они вытворяют? Разве в Ильин день купаются? Сегодня только черти купаются.

Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто-то — косматый, черный — и давай из воды выскакивать. Унырнет — снова вынырнет, унырнет — снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не мог». Смотрите рисунок 7.

15. Отправляясь в Бурятию в 1987 году на встречу с реликтовым гоминидом по кличке Меченый, я еще и еще раз мысленно представляла себе, с чем могу столкнуться в далеком кедровом бору. Мой информатор Владимир Вейкин из народа манси. Как и все его предки — таежник, отслужил в армии, получил среднее образование, шофер и механик. И он, и семья его далеки от религиозных верований. Вот что он рассказал.

- Есть у нас избушка, служащая и зимовьем, километрах в семидесяти от ближайшего жилья. Поставил ее мой дед когда-то невдалеке от своего прежнего селения, теперь уже давно оставленного людьми. Лет сорок назад, стало быть, где-то в конце войны, дед заметил, что в августе, по ночам, а чаще всего к рассвету, кто-то подходит к жилью. Потом уже и дед, и отец хорошо узнали эту огромную обезьяну, потому как не раз наблюдали из окна за ним, бродящим неприкаянно вокруг избы. Он оказался меченым, от кисти до локтя левая рука была покрыта белой шерстью. Подходил к избушке и каждый раз постукивал в окно короткими двойными или тройными ударами. В 85-м году его видели дважды. Видел его и я. Нет, лешим мы его никогда не называли. Думаю – это гоминид, то есть - предмет вашего поиска.

Меченый пришел на рассвете в первую ночь нашего пребывания в зимовье. Мы вышли на его призывно-предупреждающий стук в окно... И оказались в пяти метрах от него — как он там вызывается, снежный ли человек, реликтовый или гоминид, вековечный леший или еще как... Он был огромный, волосатый и красноглазый. Не было даже намека на рудимент хвоста, ни бугорка рогов и никаких там копыт. По образу и подобию сравнить можно только с человеком. Все в нем гармонично и пропорционально, все свидетельствует о силе, ибо мышцы угадываются даже под шерстью. Посадка головы — особая — как бы глубоко внутри шейных мышц. Огромные кисти рук и ступни ног заставили вспомнить, что он вечный скиталец и землемер, выворачивает деревья с корнем, швыряет камнями, бить может, с полтонны. Никаких аналогий с медведем или обезьяной. Целую минуту (бесконечно долгую!) мы рассматривали друг друга. Об ощущениях говорить не приходится. Нет, даже он не остался безразличным: когда встретились наши взгляды, произнес, не размыкая губ: «Кхе». Этот звук можно сравнить лишь с нервической прочисткой горла... Истекла минута. Из-за дома с громким лаем вывалился щенок по кличке Бокс. Он достиг нашей троицы и дико завизжал от страха и желания защитить нас. Меченый бросил как бы оценивающий ситуацию взгляд, отставил правую ногу, сделал шаг за дерево, и больше мы его не видели. Смотрите рисунок 6.

16. Л. БОГОСЛОВСКАЯ. «Самое поразительное для меня во внешнем облике этого существа — огромная масса мышц над плечевым поясом. Смотрите рисунок 6. Шеи нет, голова всажена в этот своеобразный горб, поднимающийся до уровня глаз. Он очень напоминает горбы мамонтов и бизонов. Этот характерный признак всегда присутствует даже в самых беглых наскальных изображениях зверей, на которых охотился первобытный охотник. Такое анатомическое строение отмечают все свидетели, встречавшиеся с реликтовым гоминидом. Придумать такую яркую деталь, мне кажется, невозможно. Взять ее из наскальных портретов древних людей тоже нельзя — там их просто нет. Первобытные охотники изображали самих себя, а не непонятное, не похожее на них существо».

17. Г. ДОНЕЦ. Мы услышали такой рассказ одного из свидетелей: «Нагорной площадкой, заросшей багульником, я вышел к откосу, падающему в овраг. От овражной тени, такой густой, черно-синей, повеяло на душу холодком. День ясный, солнечное утро, а у меня вдруг лопатки свело от беспричинного страха. Я круто развернулся и пошел обратно. И — он! Идет навстречу. Ведь не отвернул, не бросился от меня. Мелькает за ветками багульника, на меня не смотрит. Сколько было шагов до него, когда разминулись? Ну, не больше дюжины. Потому что даже длинненькие редкие волоски разглядел у него на бороде и под щекой. Волос на голове — коротенький, подобие мальчишеского ершика, торчащего впереди. Уши не очень выражены, как-то не бросились в глаза. Спина — ровная, как струна. А голова показалась не колуном, а — круглой... И лицо, хоть обрамлено волосами, — удивительно розовое, светлое. Ростом более 2 метров». Смотрите рисунок 6.

Второй человек в Чите потерял сон, узнав от меня о встрече с гоминидом. Это Вячеслав Рачинский, механик областного управления связи, мой молодой друг по странствиям. И поднялись мы с места почти без сборов, сагитировав еще двоих надежных туристов: Юрия Лузина и Александра Суркова, тоже механиков связи. Правда, парни успели раздобыть маскхалаты. У Славы — фоторужье, вспышка. Была середина мая.

...Таежный горный перевал с вершиной 1664 метра. Ионизированный воздух ущелий резко улучшает самочувствие. Розовая пена цветущего багульника смягчает каменный прибой россыпей, круто падающих с обеих сторон долины. То и дело встречаются обо — пирамидки из камней, нужные в шаманском моленье и перекочевавшие в ламаистские молитвенные обряды. Некогда здесь, вокруг горы, жило 45 шаманов, и трижды в месяц, круглый год, свершались жертвоприношения — по 20 баранов, по нескольку быков одновременно.

Но сейчас в долине — ни души. Ни следа человечьего на пустынной лесной дорожке. Поодаль от резвого ключа, чтоб не мешал слушать тайгу, ставим палатку.

После ужина Саша Сурков впился взглядом в сумеречную чащобу.

— Огоньки... Два огонька, как от папирос...

Мы трое, увы, ничего не могли разглядеть.

— Тьфу, дым...— Саша неотрывно смотрел поверх костра.— Опять вижу... Да смотрите же — под той березой, низко, у самой земли...

«Самогипноз,— думаю.— Доболтались о гоминоиде. Очевидец уверял: «Ночью глаза у него горят — причем не отраженным светом».

Когда Саша сказал, что огоньки расставлены друг от друга сантиметров на пятнадцать, Юру взорвало:

— Ты как определил-то?

Мягкий парень Саша. Только поправил усы и больше ничего не сказал. Мы со Славой Рачинским в спор не встревали. Хотя охотничий глаз Саши мог, конечно, оценив расстояние до белеющей во тьме березы (шагов 80), примерно прикинуть и разнос огоньков.

— Дежурство установим? — сказал Слава.

Юра из духа противоречия тоже не поддерживает идею дежурства: какие там еще красные огоньки...

— Медведь от нас от четверых-то сейчас сбежал за тридевять земель,— ворчу я и отворачиваюсь от Славы к полотнищу. Притихаем.

К ночи меланхолично поёт удод. Вдруг — стукнуло. Гулко!

— Камень упал...

— Он бросает камни...

Я отмалчиваюсь. Поменьше легковерия. Что-то слишком густо наша фантазия заработала. Мало ли отчего камень на россыпи мог упасть!

На рассвете Саша Сурков ушел к ключу по воду и долго не возвращался. Иду к нему. Котел с чайником оставлены на берегу, а Саши нету. На оклик мой он вылазит из багульника, подманивает меня к себе. Вижу: во мху зияет продолговатая дыра. Единственная. Точно кто-то большой ногой прорвал пустоту, затянутую мхом. Больше следов ничьих не осталось. Хм...

Слава не побежал обследовать дыру во мху. А когда, уже покинув табор, мы к этой дыре завернули, он только пожал плечами:

— Непонятно, что этo... - и заспешил вверх по долине с фоторужьем наизготовку.

Вот и медвежий след на дороге, помеченный воткнутыми веточками багульника. Юра и Саша вдруг в один голос:

— А это ? Этого вечером не было!

Подскакиваем со Славой. Рядом с медвежьем следом на суглинке опечатался след босой ноги крупного человека, размером в почти в половину метра. Слава поднял на нас ошалелый взгляд.

- Чего не ликуем? Чего не обнимаемся? Здесь был Он, Гоминид!

Я присматриваюсь к следу с подозрением. Он же шёл на цыпочках, скрючив пальцы в таком напряжении, что будь у него когти, они вонзились бы их в землю на всю глубину.

- Крался... Туда... К нам...— Юра в сторону нашего табора. Значит, он был возле табора, он видел нас, сидевших у костра...

Рассыпаемся в поисках следов. Есть полный, глубоко вдавленный в землю след! Опускаюсь на колено. Руки слегка дрожат. Даже линейку впопыхах не захватили. Спичечным коробком делаю промер. Смотрите рисунок 9, 10, 11. Ровно тридцать пять сантиметров длины. Шестнадцать — ширина. Фотографируем следы, используя вычитанный где-то опыт: подпливаем в след воду, так снимок бывает контрастней. Идеальных следов никак не найдем. Ну, таких, чтоб на фото смотрелись чисто. Час, полтора идем вверх отлогим пока подъемом. Все следы направлены вниз. Следы все той же особи — тридцатипятисантиметровые. Долина сужается. По склонам пошли обширные каменные осыпи. Обшариваем их биноклями. Снова смотрим под ноги. Следы, следы... Каким же он должен быть в высоту, если лапы такой величины? На песочной поляне мы обнаружили большое количество следов несколько Гоминидов.

— Сорок сантиметров! Такой размер стопы у второго гоминида! — Слава ахнул.— Ребята, нам некуда торопиться. Пока я не сфотографирую эту группу гоминидов, я никуда от сюда не уйду.

Мы поставили палатку, пройдя немногим дальше места, где встретился сорокасантиметровый след. Такой же, как и первый; широкий в пальцах, но на удивление узкий к пятке.

— Саша, фотоловушку обезьяна сломает, фотоаппарат тебе не жалко?

— Не жалко. Пускай ломает.

— Ладно. Свою «Москву» поставлю. — Слава привязывает аппарат к дереву.

К счастью, у Юры Лузина нашелся моток ниток цвета хаки, самых камуфляжных. Нитка пересекла дорогу к палатке. Проверили — работает ловушка.

Не сговариваясь, решаем: бегом — к оставленному ночлегу, посмотреть, не побывал ли он (а то и оба!) там. После нас. Он побывал около нас! Тридцатипятисантиметровый след. Первый наш знакомец. Он оставил следы на палаточной площадке.

— Морс в банке не тронул, гляди ты,— говорит Юра.

Юра подтягивает к себе банку. След гоминида — рядом с банкой. Не тронул, осторожно обошел. Медведь, да весенний, голодный, не отведал бы морса? Уж и так ясно, что не медведь, без когтей ведь — а все примеряем к медведю...

Деликатно обойдя банку с морсом, он уходил. И сломил вершину осины на... четырехметровой высоте. Осинка у корня сантиметров семи, в изломе — сантиметров пяти. В ногах брошена трехметровая макушка.

— Сердился, что не оставили мяса,— вслух думает Слава.

И правда, здесь ведь — оронэй тэнгэри — страна духов по - бурятски. Работая в местной газете, я узнал: здесь старики, молясь, кидали куски мяса через плечо, не оглядываясь, чтоб духи не думали, что жертвуют им мясо с оглядкой, жалеючи. А нынче, рассказывают, стоит охотнику выстрелить, как не пройдет и полчаса, а он уж тут — на глаза не покажется, а шебуршить в чаще будет; ждет, пока оставишь требуху, голову, ноги зверя.

Так вот. Он побывал и на новом таборе! Выше палатки, которую мы окопали найденной здесь старой лопатой (небо грозило дождем), на рыхлой полоске суглинка нас ждали четкие свеженькие следы — тридцать пять сантиметров. А вот и фотоловушку он не тронул, даже нитку, едва видимую, обошел. А с той стороны мы разрыхлили следовую полосу, у входа в палатку,— на полосу он зашел. Корочки белого хлеба не тронул. Ходил вокруг палатки, очевидно, на цыпочках. Пальцы поджаты еще крепче, чем на первых обнаруженных нами следах. Там он шел за людьми в сумерках. Здесь он был настороженей: день ведь.

Гигант не нуждается в помощи себе подобных.

— Ну, что делать будем? — Слава прервал мои размышления. — Засада! — выпаливаю.— Имитируем общий уход, затем разделяемся. Вдвоем с тобой, Слава, сидим в палатке, ребята идут куда угодно.

Прячась за береговыми кустами у ключа, мы со Славой тихонько вернулись, вползли в палатку и залегли с фотоаппаратами наготове. Прождали его всю ночь — не пришел. Наверное, устал ждать от нас мясной подачки. Охоту мы ему, верно, испортили в первый вечер — зверей подраспугали. А есть-то надо. Вот они отправился искать добычу.

— Или залег от непогоды,— гадаем тихонько в палатке. Лузин отзывает меня:

— Отсюда смотрите.

Я вздрогнул: на камне, если косо смотреть с расстояния нескольких метров, видны великанские следы босых ног. Правой и левой. Они выбиты мелко. Или — размыты дождями, ветрами, временем... Подходим — ровно 20 спичечных коробков в длину каждый отпечаток. А бурятские деды, помню, объясняли: в тайге есть камни, на них остались следы лося, изюбра, кабана, хырхышуна (гоминида) и медведя. Да, наверное, это тебя, хырышун (хозяин по-бурятски), просил тысячу лет тому назад старый бурят об охотничьей удаче, и боялся встречи с тобой, въезжая на лошади в лес. Так между суеверием и наукой «скользнула» наша маленькая экспедиция в один из удивительных уголков Забайкалья, чтобы привезти этот небольшой отчет. Фотографии гоминида (гоминоида) мы не добыли. И все-таки он бегал вокруг нас. Ждал от нас чего-то. Мы-то это знаем точно. Нас теперь не собьют с толку ничьи опровержения...

18. Б. ЭЙВЕЛЬМАНС (отрывок из книги). «И еще один нетрадиционный район обитания гоминидов - Африка. Раньше о реликтовых гоминидах говорили только тогда, когда возвращалась очередная экспедиция из Непала или Китая. Я обработал сотни устных и письменных источников и написал книгу о «снежном человеке» в Африке. Слухи о живых ископаемых гоминоидах здесь ходили из страны в страну. Особенно много свидетельств в районах, примыкающих к экватору. А в древности многие греческие, римские, арабские историки и хронисты упоминали о диких волосатых людях, на которых охотились местные жители, причем речь, судя по описаниям, шла не о человекообразных обезьянах. На рисунках, которые мне удалось добыть, изображены два таких существа — какундакари и кикомбо из северо-западного Заира. Все началось с того, как трое людей — капитан из Бристоля, французский путешественник и немецкий охотник — объявили в начале века о существовании в Габоне и Конго «трех больших обезьян без хвоста». Первые две оказались гориллой (эбубу) и шимпанзе (секо). А третья? Ее называли дедьека, или додьека. Так возникла загадка африканского гоминида. Смотрите рисунок 12.

Зоологу парижского музея естественной истории Анри Невиллю удалось выкопать из под земли череп гоминида, и он заключил, что тот сильно отличается от шимпанзе и гориллы. Его обладатель (или обладательница) имел рост 2 метра 20 сантиметров. Во французском научном журнале была опубликована статья, в которой осторожно говорилось: «Кроме шимпанзе и гориллы, в Габоне существует антропоид, которому местные жители приписывают повадки, не свойственные двум первым животным. Речь идёт о виде, находящегося на грани исчезновения и живущем в отдалённом , малоизученном районе тропического леса».

Некоторый свет на проблему пролили сообщения в прессе учёного-зоолога Жоржа Триаля в книге «Десять лет охоты в Габоне». Однажды, когда он плыл от озера Огемуэ по реке Верхняя Мбанге, то встретил старого негра, всю свою жизнь занимающегося лесоразработками. Тот рассказал ему об гигантском орангутанге с человеческими ногами, который сеет страх среди жителей района, и которого он просил застрелить. Триаль с иронией спросил, не о той ли обезьяне идет речь, которая живет в лесах Индонезии? Так это крупная обезьяна горилла. Старый негр обиделся.

- Орангутанг - получеловек, о котором я вам говорю,— настоящий красавец, рыжий, вернее, желтый, проворный, несмотря на огромные размеры до трёх метров. У него удивительный голос, который я до сих пор здесь никогда не слышал, несмотря на то, что всю жизнь живу в лесу. Местные жители его панически боятся.

Триалю удалось участвовать в охоте (не давшей результатов) на кулукамба, и он отметил, что по многим признакам тот похож на метиса гориллы и шимпанзе, но смущало наличие огромных, прямых, очень волосатых ног. В принципе такое скрещивание возможно, однако потомство оказывается стерильным. Во всяком случае, дебри Центральной Африки еще хранят много зоологических тайн.

19. Б. Ф. ПОРШНЕВ. «Нам говорили: слова — не доказательство. Мы опираемся не на свидетельства того или иного человека, который может приукрасить и сфантазировать. Любое может оказаться заблуждением или неправдой. Но таких показаний много. А это уже не просто слова, а факт, и он ошеломляюще упрям».

20. М. БЫКОВА. Сегодня большинство отечественных периодических изданий почему-то с удовольствием публикует сведения о встречах с редкими животным за рубежом. В России так же есть загадочные животные – лессовые, лешие или гоминиды. То, что мы услышали сейчас, долгое время в печать не допускалось. Таким образом, выходит, что у этой темы в нашей стране вроде бы нет сегодняшнего дня. Это неверно. Исследования продолжаются, и теперь уже их вряд ли можно замолчать. Слабая доказательность свидетельств, отсутствие навыков работы по фиксации и съемке следов, техническая неоснащенность, неумение фотографировать движущийся объект в темноте — все это причины неудач. Здесь очень важны доброжелательное отношение общественности и максимальная готовность к поддержке. Но главное — действовать без спешки и необратимых последствий, как для животных, так и для человека. Я считаю, что писать и говорить о снежном человеке следует, но ни в коей мере это не должно быть связано с идеей его поимки. Люди еще так мало знают о нем, о его прекрасных защитных свойствах, благодаря которым реликт и уцелел. И скоропалительный поиск, а тем более, преследование или попытки усыпления его без специальных знаний могут привести к трагедии – к убийству по неосторожности последнего гоминида на нашей планете.

21. ВЫВОД. Современная антропология пересматривает гипотезу Ч. Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Между обезьяной и человеком надо поставить промежуточный вид человекообразных животных - гоминида. Современные антропологи всё больше укрепляются во мнении, что в теорию Дарвина необходимо внести существенную поправку. Современные учёные склоняются к гипотезе о том, что первые люди образовались из гоминидов, а не из обезьян. Среда обитания обезьян – деревья. Гоминиды - степные обезьяны. Первым эволюционным шагом, сделанным природой в направлении «создания» Разума на планете, является постепенная «трансформация» обезьяны, лазящей по деревьям, в обезьяну, которая постоянно ходит ногами по поверхности земли – гоминида. Процесс превращения обезьяны (примата), в гоминида (Hominid) происходил на протяжении 10 миллионов лет (с 30 до 20 миллионов лет назад). Все обезьяны перемещаются по поверхности Земли с применением четырёх конечностей. В анатомическом отношении гоминиды с прямыми ногами имеют большее сходство с человеком, чем обезьяны, фактически имеющие четыре руки. Все гоминиды перемещаются исключительно в вертикальном положении, стоя на ногах. Ученые, собирающие факты встречи человека с гоминидами, называются криптозоологами. Существует международное общество криптозоологов с центром в Париже. Опубликовано большое количество книг и статей, рассказывающих об обстоятельствах контакта людей с реликтовыми гоминидами. Современные антропологи начали выстраивать «древо родословной» первого Разумного Человека (Homo Sapiens) с «вклинением» гоминида между обезьяной и Человеком. Такая система материалистических взглядов существенно меняет представление Ч. Дарвина об эволюции Человека.

Молостов Валерий
10.05.2011