Бунтарская косуха

В косухах.
1953 год. На экраны выходит художественный фильм Ласло Бенедека «Бунтарь». В роли бесшабашного мотоциклиста Джонни – легендарный Марлон Брандо. Образ бунтаря сразу же становится культовым. Еще бы – красавчик на мотоцикле, облаченный в кожаную куртку своеобразного покроя. Толпы фанатов метнулись по магазинам, в поисках этого бунтарского атрибута. Улицы американских городов наполнились молодыми людьми, щеголявшими в этом модном и весьма практичном элементе одежды. Кто бы подумал, что спустя 60 лет, эта самая куртка не только не выйдет из моды, но и станет настоящей классикой.

Косуха. Рамонеска. Летящий мундир. Как только не называют эту кожаную куртку характерного силуэта. Самое распространенное название «косуха», появилось, благодаря главной отличительной черте этой куртки – металлическому замку, который расположен по диагонали. И это отнюдь не модная «фишка», а довольно практическое решение. Но, об этом – чуть позже.
История косухи началась в далеком 1928 году в США. В те годы в Америке особую популярность приобрело мотоциклистское движение. Быстрая езда на «железном коне» сопутствовалась некими неудобствами – трудно было подобрать соответствующую одежду, которая бы защищала от ветра, солнца, дождя и при этом была довольно свободной в районе плеча и локтя. Традиционные узкие пиджаки для этого дела не годились, поскольку сковывали движения. Мотоциклистам не оставалось другого решения, кроме, как обратиться к известному в их кругах предпринимателю Ирвингу Шотту. Именно он, будучи ярым поклонником этого вида «спорта», разработал дизайн укороченной кожаной куртки с диагональной молнией, взяв за основу суконный солдатский мундир времен гражданской войны.

Куртка отличалась свободным покроем в плечевом поясе, приталенным силуэтом в области талии, специфической формой рукавов и, конечно же, косой застежкой. Такой покрой обеспечивал свободу движений, а косая застежка – молния легко застегивалась одной рукой.
Но, не думайте, что до Ирвинка Шкотта никто не подумал о удобстве и практичности этой модели. Еще в начале XX века очень похожие куртки «авиаторки» шились для пилотов. В отличии от косух, они были более теплыми, поскольку подбивались натуральным мехом. Да и внешний вид у авиаторок был немного поскромнее – лишние ремешки и детали в летном деле не нужны.

Кстати, по одной из версий возникновения косухи, именно авиаторка была ее прямой родоначальницей. Это объясняется тем, что пилоты после окончания I мировой войны вынуждены были пересесть с «железных птиц» на «железных коней». Жажда к приключениям, привычка к постоянному риску и скорости просто заставила бывших летчиков искать для себя альтернативные увлечения. Вот тут то и пригодились удобные и практичные авиаторки, со временем трансформировавшиеся в привычные нашему взгляду косухи.
Но, вернемся к Ирвингу Шкотту. Первую модель своего детища Шкотт назвал «Перфекто» - по названию любимой марки сигар. Она до сих пор остается классикой – за все 60 лет практически не претерпела никаких существенных изменений. Куртка была пошита из плотной лошадиной кожи, имела небольшой карман с клапаном в области живота и декоративные плечевые погоны. Нижняя часть рукавов застегивалась на молнию – для того, чтобы было удобно одевать перчатки. Косая молния позволяла не только легкое застегивание куртки одной рукой, но и улучшала защиту от ветра во время езды на мотоцикле. В области поясницы куртка была немного удлинена и прошита дополнительными швами.

Первая куртка «Перфекто» была продана за баснословную по тем временам стоимость – 5.50 долларов, в салоне «Харлей Девидсон» на Лонг-Айленде. Вот, как описывала косуху пресса того времени: «Мотоциклетная куртка «Перфекто» исполненная из толстой конской кожи. Ее рукава закруглены и уплотнены, особенно – в локтевой области. Двойные карманные клапаны, карманы с замками-молниями и ремешки с металлическими пряжками исполняют скорее практичные, чем декоративные функции. Для защиты от погодных условий и последствия падения с мотоцикла, кожа мотоциклетной куртки обладает толщиной 1 мм. Удобная форма рукавов и плечевой части разработана специально для обеспечения правильного положения рук мотоциклиста во время езды.»

Появление косухи в свободной продаже произвело настоящий фурор. Шкотт, увидев в этом отличную возможность разбогатеть, вскоре выпускает еще две модели кожаных мотоциклетных курток – «613» и «618». Модель «613» более известна под названием «One Star», поскольку ее погоны были украшены металлическими звездами. Модель «618» - полная идентичность предыдущей, но звезд на погонах уже не было.
После 1950 года, благодаря кинематографу, косуха перекочевала из мотоциклетного спорта на улицы городов. Время было сложное. В промышленных мегаполисах особо ощущалась вражда между представителями буржуазной касты «белыми воротничками» и городским пролетариатом. Рабочая молодежь, желая выделиться из чуждой им культуры, начала массово носить косухи, в которых щеголяли мятежные герои известных фильмов. Главным примером для них стал Джонни Стаблер (Марлон Брандо) – лидер байкерской банды «Ангелы Ада» из фильма «Бунтарь» (1953 г). Он был облачен в классическую «618», которая специально для сьемок была украшена звездами. Это был первый фильм о людях вне закона и, во многом именно благодаря ему, черная косуха стала символом контркультуры и бунтарства.

Эпоха рок-н-ролла во главе с Элвисом Пресли определила главную суть косухи – выделение из серой массы. С того времени кожаная куртка с косым замком стала неотъемлемым атрибутом всевозможных молодежных течений. В начале 80-х годов прошлого столетия случилось немыслимое – косуха, претерпев некоторые изменения, уверенно перекочевала в женский гардероб. Представителям всевозможных субкультур она полюбилась, благодаря своему эффектному виду. Каждая культура вносила в дизайн косухи свои характерные детали – металлические заклепки, вышивку, многочисленные нашивки и эмблемы, бахрому и т. д.

Время от времени, косуха заполоняет и известные мировые подиумы. Многие дизайнеры активно используют этот уникальный элемент гардероба в своих коллекциях. Хотя классическая косуха изготавливается из лошадиной или свиной кожи, современные модные тенденции предполагают использование и других материалов – кожезаменитель, джинс, плащовка. Силует косухи остается неизменным – все тот же косой замок, укороченный подол, широкие плечи и замки на рукавах.

Есть в истории моды изделия, которые никогда не будут забыты. Со временем, они лишь поддаются незначительным метаморфозам. Бунтарская косуха уже давно перестала быть признаком неповиновения. Ее носят и студенты, и предприниматели, и домохозяйки. Стоимость настоящей косухи – достаточно высока, поэтому в наши дни ее наличие в гардеробе определяет статус ее владельца. Косуха – это модно, актуально, красиво и очень удобно.