Мой репетитор по химии

Химичу.
Химичу.

Старшие классы средней школы мне довелось заканчивать в весьма интересной атмосфере. В магазинах не то, чтобы спортивного костюма нельзя было приобрести - даже банальных дневников нам на радость не было. Пара девчонок разлинеивали "под дневник" тетрадки, но большинство - просто "забили". А учителя, у которых проблем было еще больше, не очень-то и настаивали, т.к. вообще было не понятно, кого и, главное, зачем вообще, им надлежало учить. Мы постоянно устраивали "забастовки", то всем классом катая ногами карандаши по полу и наполняя класс низкочастотным шумом, то просто мычали, доводя учителей до белого каления, а уроки труда просто игнорировали, уходя "на природу". Впрочем, учитель труда был не против.

Однако, мальчиком я был сознательным и за пол года до окончания вступительных экзаменов честно сказал родителям, что мне нужен репетитор по химии, т.к. я не в состоянии даже банально расставить валентность в формуле. "Как это, не в состоянии расставить валентность, у тебя же "отлично" по химии?". - "Отлично мое, мама, из-за хорошей девочки Маши, которая мне всегда дает списать контрольные и из-за подслеповатой учительницы, которая на это не очень обращает внимание, т.к. мне пару раз посчастливилось поднести ей тяжелую сумку через весь город до самого подъезда."

Меня ждало три экзамена: по химии, биологии и диктант по русскому. Т.к. читать я любил и, в основном, всякие книжки по биологии, то проблем у меня ни с грамотностью, ни с биологией, не было - тут я был спокоен. А вот с химией была беда - это одна из тех наук, где, пропустив несколько "основополагающих" тем, в последующих темах уже никак не разобраться. Поэтому мне наняли репетитора.

Репетитор после первого, "ознакомительного" занятия подтвердила, что "ребенок нулевой" и что подготовить его в отведенные три месяца не реально. И тут моя мать, обычно строгая в вопросах "школьной посещаемости" - приняла совершенно нетипичное решение. Сказала, что "мы будем болеть", вычеркнула из моей шестидневной "учебной" недели аж два дня (в один было подряд две химии, физкультура и биология, а в другой - сейчас даже не помню что), вздохнула, что "с завучем по этому поводу еще буду разговаривать", и с этого момента в моей жизни началась одна сплошная "химия".

- Химия, Сереженька. - говорила мне преподавательница. - Очень легкая наука. И в основном потому, что у нас есть таблица Менделеева, где все, что нам надо знать, систематизировано. Вот это - металлы. Их свойства практически одинаковы, просто в этом направлении они усиливаются, а в этом - убывают. Запомнив свойства одного из них, ты уже сразу считай что 10 экзаменационных вопросов изучил...

Время тогда было странное. Спустя три месяца репетитор отказался брать оплату. Сказал, что не имеет морального права, т.к., возможно, будет присутствовать на экзаменационной комиссии. А по поступлении в ВУЗ оказалось, что на занятиях по химии мне теперь делать вообще нечего. За три месяца мы так "разогнались" в изучении этой "очень легкой науки", что проскочили "по инерции" далеко за пределы школьной программы. Меня официально освободили от занятий по общей химии, однако обрадоваться я не успел - через семестр так же официально "напрягли" ее углубленным изучением в рамках подготовки к олимпиадам. Где я уже, к слову, звезд с неба не нахватал - любовь к химии померкла на фоне любви к слушательницам подготовительного отделения :)

А сейчас мы стали жить в еще более интересное время. Недавно, находясь в поисках репетитора для сына своего товарища, обнаружил, что и этот аспект жизни из реала ушел в среду "виртуальную". Услуги репетитора оказываются "онлайн" (см., например, сайт "Дистанционный репетитор" ), через "видеоконференцию" в "личном кабинете", с использованием "виртуальной доски", на которой и преподаватель, и учащийся могут писать одновременно. Сын моего товарища не очень горит желанием учиться, но очень любит компьютеры, так быть может подобная "прогрессивная" форма обучения будет ему дополнительным стимулом?

Сергей Быстров

11.11.2012